Кто может рассказать о войне правду?
Вспомним… 3 года, 10 месяцев и ещё 18 дней, 26 миллионов 452 тысячи жизней унесла Великая Отечественная война…
6 февраля 2020 года в Районной центральной библиотеке Коченевского района состоялась встреча настоятеля храма во имя Архангела Михаила р.п.Коченево священника Тимофея Морева с читателями.
Тема встречи: «Новейшая литература о ВОВ».
На основе книги «Прокляты и убиты» пастырь рассказал о творчестве замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева.
Выбор этого очень сложного, очень тяжелого для восприятия произведения далеко не случаен. Ибо во многочисленной литературе, посвященной войне, вряд ли найдется произведение, более глубоко, с точки зрения нравственной, и более достоверно, с точки зрения исторической, изображавшее последнюю, самую страшную войну, которую пережил наш народ в ХХ веке.
Кто может рассказать о войне правду? Конечно же, только тот, кто видел её своими глазами, держал в руках автомат, терял товарищей в страшных боях и старался не терять надежду и веру. «Прокляты и убиты» — шокирующая военная эпопея Виктора Астафьева, основанная на его воспоминаниях.
В своей книге Виктор Петрович напомнил ту, очень хорошо известную прежде всего христианам истину, что война – это грех, независимо от того, агрессивная ли это война или оборонительная, справедливая или несправедливая. Это грех. И тем страшнее этот грех, что участвуют в нем люди, не знающие, что такое грех, забывшие, что такое грех.
Вот эта, по сути, религиозная тема является определяющей в данном романе, хотя сам Виктор Петрович Астафьев в отличие от многих своих современников никогда не кичился своей религиозностью. Он чаще, особенно в интервью, в статьях говорил о том, что он прожил жизнь безбожником, много грешил и недостоин переступить порог храма. Он так говорил, но при этом – верил. При этом не переставал надеяться. Вот почему и отошел ко Господу, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, как отходили многие миллионы русских людей, в том числе и предки самого Виктора Петровича. Те самые поколения, с которыми была разорвана духовная историческая связь у поколения великого русского писателя.
Астафьев не считал себя «великим писателем» и видел свою миссию прежде всего в том, чтобы донести до читателя, в особенности, когда он писал о войне, ту правду о войне, которую не успели, не сумели, которую не дали высказать поколениям тех подлинных фронтовиков, которых уже не увидеть сейчас на парадах и демонстрациях; которые уже отошли давно в мир иной. Он ощущал себя выразителем их воли, их правды о войне. И это давало ему силы, в том числе силы критически оценить собственное творчество, а значит, покаяться в том, что и он лукавил, и он многих вещей не видел, а когда, наконец, начинал видеть, не мог о них написать, не умел их высказать. И вот все, что накопилось в его трудной, долгой жизни, было выплеснуто на страницы романа «Прокляты и убиты».
И вот только пронизанный глубоким состраданием к страшной судьбе простого русского солдата во Второй мировой войне, Виктор Петрович Астафьев смог привнести в повествование о войне тот подлинно христианский, подлинно милосердный взгляд, который всегда был характерен для русской литературы. Именно в этом, на первый взгляд, столь безысходном романе заключается и великий залог того, что русской литературе, той литературе, которая когда-то «глаголом жгла сердца людей», еще, возможно, предстоит великое будущее.
Пресс- служба Каинской епархии. (Использованы фрагменты статьи протоиерея Георгия Митрофанова «Прокляты и убиты»).