Православный клуб «Свет Веры» Духовно- просветительского центра Каинской епархии ждет вас

                                                                                                            Особый вид молитвы- молитва без слов

 21 октября, в день памяти святых отцов  VII Вселенского Собора,   после Божественной  Литургии, в Духовно-просветительском  центре Каинской епархии  состоялась встреча православного клуба «Свет Веры», посвященная  колокольному звону на Руси.

  Необычайным, притягивающим, красивым и непривычным является сам облик храма; но как прекрасен его «голос»! Иногда, еще не видя храма, находясь от него в дали, мы слышим звон его колоколов.

   Колокольный звон вызывает радостное удивление, наполняя души  божественным светом и умиротворением. Услышав колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам. Колокольный звон можно назвать особым видом молитвы: как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы.

   Благовестом, размеренными ударами в какой-либо один большой колокол,- возвещается благая весть о начале богослужения в храме.

   Перезвоном, когда ударяют во все колокола по очереди от самого большого до самого малого и наоборот,- возвещают о водосвятном молебне или литургии в храмовые праздники и др.;

   Характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колоколов, при одновременных ударах в два или более колокола, называют собственно колокольным звоном.

   К звонам данной группы относятся: праздничный звон /трезвон, двузвон/, будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем.

   Трезвон, колокольный звон в несколько колоколов или во все колокола («во все тяжкие»), в три приема (три звона),  используют при начале богослужения, после благовеста и т.п.

В Великий пост колокольный звон сокращается до минимума.

***

   В первые века христианства, когда верующие скрывались от гонений язычников, они созывались к богослужению тихо, без всякого шума, чрез особых вестников. Позже христиан стали призывать в храм возглашением перед дверьми каждой семьи «Аллилуия» или употребляли колотушку, которой ударяли в дверь монастырской кельи. К концу III века в храмах и монастырях уже повсеместно применялись била и клепала.

   Било — это древний сигнальный инструмент, изготовленный из дерева или железа, при этом звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента. На Руси вследствие того, что не произрастало деревьев, хорошо проводящих звук, во всеобщее употребление вошло  клепало -  согнутая дугой железная или медная полоса.

   Изобретение колоколов приписывают святителю Павлину Милостивому, епископу Ноланскому, служившему в Кампании, отсюда и колокола, по их месту происхождения, называют кампанами.

    По одному сказанию, епископ, возвращаясь однажды после службы домой, прилег в поле отдохнуть и заснул. Во сне он увидел ангелов с полевыми цветами-колокольчиками, от которых шли приятные звуки. Он так был поражен увиденным, что, придя домой, сразу приказал мастерам отлить несколько бронзовых колокольчиков по типу полевых. Эта форма колоколов, названных «кампанами», стала быстро распространяться по всей Европе. Первое документальное упоминание об использовании колоколов в церковной службе христиан относится к VI веку. Официальное введение колокольного звона в церковную службу принадлежит Римскому Папе Сабиниану в 604-606 годах.

   Первое летописное упоминание о  колоколах на Руси  относится к 988 году, во времена Крещения Руси Святым равноапостольным  Великим князем Владимиром. В конце XII века уже описываются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме.

   На Руси колокол нередко отождествляли с живым существом, об этом говорят названия его основных частей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Колокольные мастера хранили секреты производства, знали, что необходимо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче, поэтому у каждого мастера колокола звучали по особенному. Возможно поэтому колоколам, как людям, давали имена, такие, как "Реут", "Лебедь", "Сысой", "Голодарь", «Красный" и др.

    Во время военных действий колокола  брали в плен, наказывали кнутами, отправляли в ссылку, отрубали  уши  или язык.

     Колокола применялись на Руси не только во время празднования церковных служб, они стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события — колокола использовали для созыва народа на вече, оповещения об опасности или ненастье, указания дороги заблудившимся путникам или морякам, призыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, празднования победы.

   В ударах церковного колокола скрывается удивительная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Звонкие голоса колоколов вселяют в души счастливое ликование, благовествуя славу имени Христова и пробуждая христиан от духовного усыпления.

 Колокольный звон ещё называют  “молитвой без слов”, о нем недаром сложено  столько стихов и песен.

(Контактный телефон Духовно-просветительского центра: 70-023 ).

Текст и фото: Васильева Н.В.