Соборное слово XIX Всемирного русского народного собора по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси»

10 ноября 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялсяXIX Всемирный русский народный собор по теме «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси». По итогам форума было принято Соборное слово.

XIX Всемирный русский народный собор, состоявшийся в год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира, обращается со словом к согражданам и соотечественникам.

История человечества знает совсем немного государственных и духовных лидеров, определивших судьбы своих народов на века и тысячелетия вперед. Святой Владимир, бесспорно, принадлежит к числу этих творцов мировой истории. Вот уже десять веков Русь развивается под влиянием того мощнейшего религиозного и культурного импульса, который придал ей князь-христианин.

Всемирный русский народный собор подчеркивает, что деяния вселенского масштаба, изменяющие земной путь народов, не могут быть результатом личного произвола либо отражением интересов какой-либо узкой мировоззренческой или социальной группы. Выбор, совершенный равноапостольным князем, стал выбором всего русского общества; верность этому выбору была многократно подтверждена в истории нашей страны, нередко — вопреки самым неблагоприятным внешним обстоятельствам. Подобная духовная стойкость, а также впечатляющие результаты национального и государственного строительства, украсившие минувшее тысячелетие, красноречиво свидетельствуют о том, что князь Владимир верно понял историческое призвание Руси, что его действия совпали с Божественным замыслом о ее народе.

Наследие святого князя заставляет нас еще раз осознать, что такое подлинная миссия власти. В отличие от национальных стратегий и даже долгосрочных планов развития, миссия не может разрабатываться в интеллектуальных штабах и корректироваться в соответствии с меняющейся обстановкой. Миссия обретается народом, открывается в процессе развития общества, подчиняет социальную жизнь высшим смыслам, становится основой исторической преемственности. Великими и прославленными входят в историю те государственные лидеры, которые восприняли эту миссию и употребили свою власть в соответствии с национальным призванием. Напротив, отказ политической элиты от своей миссии всякий раз оборачивался национальной катастрофой.

Предназначение государственной власти тесно связано с тем судьбоносным выбором, который именуют цивилизационным. Именно такой характер носил выбор святого Владимира, и это без преувеличения позволяет назвать равноапостольного князя основателем Русской цивилизации. Именно принятие христианства и приобщение к сокровищнице византийской культуры дало возможность народу Руси созидать в дальнейшем собственные культурные ценности, и после гибели материнской цивилизации — Византии — обрести собственную цивилизационную идентичность.

Прямым следствием деяний князя Владимира стало формирование единого русского народа, имеющего общие язык, веру и культуру – народа, ставшего ведущей силой в строительстве единого государства. Сильная и самостоятельная Русь встала на путь создания новой  цивилизационной общности, преемственной по отношению к Византии и продолжающей историческую родственную линию: Рим —  Константинополь — Киев — Москва.

Важную роль в историческом выборе князя Владимира сыграл принцип равноправного сотрудничества народов и уважения к их национальной самобытности. Эти ценности позволили новой цивилизации стать родным домом не только для тех, кто исповедует Православие. В ее созидании органично участвовали последователи исламской, иудейской, буддистской религиозных традиций, внесшие важный вклад в процветание России и родственных ей стран, придавшие неповторимый облик нашей культуре и нашему социальному укладу.

Объединяющей ценностью для наших народов и религиозных общин является солидарность. Социальным идеалом солидарного общества выступает общество-семья, в центре которого — не конкурентная борьба, а сотрудничество; общество, которому присущи братские отношения между людьми и забота власти о народе. Ценностная основа солидарного общества имеет глубокие православно-христианские корни и одновременно созвучна этическим императивам всех традиционных религиях нашей страны. Яркие образцы социальной солидарности мы также находим в наследии князя Владимира, который заложил на Руси традицию церковной десятины и остался в народной памяти  как щедрый благотворитель.

В наше время актуальное значение приобретают верность цивилизационному выбору князя Владимира, верность власти и общества их исторической миссии. Участники Собора убеждены: наша политическая элита и интеллектуальный класс призваны к сохранению духовной независимости, к утверждению гуманитарного суверенитета исторической России как самостоятельной цивилизации. При этом важным фактором, определяющим такой суверенитет, является единое общеобразовательное пространство, которого в настоящее время в гуманитарной сфере не существует и восстановление которого является задачей особой важности.

Эту задачу, однако, невозможно решить до тех пор, пока гуманитарные дисциплины в школе будут изучаться на основе  учебников, отражающих различные, в том числе и прямо противоречащие друг другу трактовки исторических событий и литературных произведений.

Постмодернистским подходам, обесценивающим саму идею объективной исторической истины, следует противопоставить волю общества к постижению правды, к извлечению нравственных уроков из героических и трагических страниц нашей истории. Разнообразие методик в учебном процессе не должно быть помехой в достижении его основных целей, важнейшее место среди которых занимает воспитание будущего гражданина и патриота.

Собор призывает к укреплению политических, культурных, экономических связей народов — наследников Древней Руси, вышедших из днепровской купели князя Владимира, а также всех народов, принявших участие в созидании Русской цивилизации; народов, объединенных сегодня родственной культурой, русским языком, а также кириллической письменностью, ставшей уникальным графическим кодом нашей цивилизационной общности.

Важным компонентом в развитии Руси как цивилизации, фундамент которой заложил князь Владимир, должно стать осмысление феномена солидарного общества. Нам необходимо изучение традиционных и перспективных механизмов социальной и духовной солидарности, стремление к воплощению солидарного идеала в современной политической, экономической, правовой, культурной практике.

В наши дни особенно актуально то, что является важной составляющей частью наследия князя Владимира, а именно уважение национальной самобытности, которая отрицает концепцию «плавильного котла» и те модели глобализации, что предполагают нивелирование этнокультурного многообразия. Национальная политика России на протяжении веков основывалась не на ассимиляции, а на соработничестве самобытных народов, объединенных общей судьбой, и сегодня она должна в полной мере продолжать эту традицию. В нынешних условиях глобализующегося мира особенно необходимо ощущение единства, порожденного принадлежностью к общей цивилизации; единства, не отменяющего национальной идентичности, не противопоставляющего гражданскую общность этнокультурным и религиозным общностям.

В этом контексте Всемирный русский народный собор отмечает особую значимость позиции сотрудничающих с ним научных сообществ, констатирующих, что цивилизационная общность снимает возможные противоречия между национально-религиозной идентичностью, с одной стороны, и идентичностью гражданской, с другой, создает предпосылки для наиболее  полной гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

Каждый народ России должен сохранить свой неповторимый облик, внося уникальный вклад в культурное и духовное богатство нашей Родины. При этом особую роль играет сохранение и всестороннее развитие русского народа как главного объединяющего начала нашей цивилизации, как ее стержневого народа.

Всемирный русский народный собор считает необходимой разработку Общественной концепции развития русского народа, которая предусматривала бы решение насущных демографических, социальных, духовных проблем русских; способствовала бы преемственному развитию национальной идентичности; укрепляла бы правовую субъектность русских общественных движений в России и русских общин в диаспоре; позволяла бы в глобальном масштабе раскрыть потенциал русской культуры и социальной мысли, достичь ясного и непротиворечивого видения истории русского народа.

Особое значение будет иметь и осмысление итогов Русской Катастрофы — идущей через всю историю ХХ-ХХI веков череды актов этноцида и культуроцида русских, начиная с создания в 1914 году австро-германским командованием  лагерей смерти в Талергофе и Терезине. Мы убеждены, что без понимания цивилизационных, культурологических и религиозных истоков русофобии невозможно дать адекватную оценку и уничтожению миллионов мирных граждан из числа русских и русскоязычных жителей СССР в годы Второй Мировой войны.

Мы приглашаем всех, кто неравнодушен к нашим идеалам и ценностям, принять участие в разработке такой концепции, призванной осмыслить историческое наследие святого равноапостольного князя Владимира применительно  к настоящему и будущему нашего народа.

Сохраняя доброжелательную, неконфронтационную атмосферу сотрудничества и диалога, мы готовы и впредь выступать связующим звеном, площадкой для обмена мнениями между людьми, придерживающимися различных политических взглядов, но едиными в отстаивании общенациональных базисных ценностей.

http://www.patriarchia.ru/db/text/4267548.html