Посещение Епископом Феодосием школы №3
21 февраля 2013 года в рамках реализации закона «Об образовании в Российской Федерации», подписанный 29 декабря 2012 года Президентом России В. В. Путиным (№73–ФЗ), о закреплении параметров изучения основ религиозной культуры в школе, Епископ Каинский и Барабинский Феодосий и клирик Соборного храма иеродиакон Василий (Зеленкин) посетили школу №3 города Куйбышева, где прочитали лекции в восьмых и девятых классах на тему «Крещение Руси».
Каждому священнику, настоятелю приходского храма, больно смотреть на детей, обходящих стороной храм Божий. На службе детей – единицы, даже на молебнах перед началом учебного года детей немного, и только в особые дни: Вербное воскресенье, Пасха, окончание школы, отдельные группы детей появляются в храме.
При благоприятном отношении дирекции и педколлектива школы к участию пастыря в проведении уроков в присутствии педагога, священник может ненавязчиво, в рамках школьной программы, говорить о мире, о человеке, о Церкви и храме, а также, нисколько не отходя от программы, свидетельствовать о вере. В силу невоцерковленности подавляющего числа школьников, факультативное преподавание предмета христианская этика, в особенности учителями невоцерковленными, может оттолкнуть детей, создать устойчивое неприятие христианства, православной веры, тогда как разнообразие предметов, курсов и тем при проведении различных уроков-лекций священником сохраняет ощущение новизны.
Принципы проведения священником уроков в школе
На что следует обратить внимание при выборе предмета, темы, при подготовке урока? Что особенно важно при проведении уроков?
Пастырю важно избегать сенсационности, склонности поразить воображение школьников, добиться миссионерского успеха «здесь и сейчас». Такие эффекты способны пробудить интерес, но действие их недолговечно. Следует также уходить от обсуждения политических вопросов, в оценке политических деятелей прошлого соблюдать умеренность, ссылаться на авторитетные мнения ученых. Важно избегать оценки актуальной политики и политических деятелей современности, особенно в период предвыборных кампаний.
К каждому уроку необходимо готовиться, используя учебники для школы и вузов, методические пособия, статьи, монографии. Отделываться общими фразами еще можно на одном-двух уроках, а плодотворное сотрудничество священника и школы возможно только в случае добросовестного отношения к делу, жертвы со стороны священника или миссионера-мирянина своим временем, знанием, силами.
Какие предметы выбрать для проведения уроков-лекций?
Безусловно, священник сможет лучше провести урок по тому предмету, которым владеет профессионально, имея светское образование либо духовное образование с тем или иным уклоном – историческим, литературно-журналистским, языковым, искусствоведческим т.д.