Пленарное заседание XX Новосибирских Рождественских образовательных чтений

Ведущая пленарного заседания директор института культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета Ольга Викторовна Капустина сообщила, что Новосибирские Рождественские образовательные чтения  — это крупнейший общественно-педагогический форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения, который собирается в Новосибирске уже в двадцатый раз и поэтому является юбилейным.

С приветственным словом к участникам форума обратился и.о. мэра Новосибирска Геннадий Павлович Захаров. Он отметил, что видит в зале много молодых людей, и это свидетельствует о желании молодежи «изучать историю своей страны, знать ее корни, приобщиться к православной культуре, к Святой Православной Церкви», особо подчеркнув, что «русского человека, православного человека невозможно увести в сторону, и это подтверждает100-летняя история нашего народа».

С докладом «Эволюция нравственности» выступил Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон«Если веками на Руси нравственность считалась понятием абсолютным, то революция провозгласила относительность нравственности. Строителями нового государство было объявлено – «нравственно то, что полезно для революции», — сказал Владыка.

А для революции было полезно подавление и физическое истребления противников нового строя, беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев, организация концентрационных лагерей, насаждения сексуальной распущенности, уничтожение церквей, монастырей, икон, церковной, религиозно-философской литературы, русской православной культуры. По словам святителя Серафима Чичагова, революция и была задумана в первую очередь для уничтожения Православия.

Профессор Сибирского государственного университета путей сообщения Андрей Михайлович Лесовиченко раскрыл весь ужас «культурной революции» большевиков. «Когда мы говорим о советской культуре, то неминуемо сталкиваемся с «пролеткультом». Слово далекое, нозловещее», — сказал Андрей Михайлович.

Профессор рассказал, что пролеткульт образовался еще до октябрьского переворота, и первый съезд пролеткультовцев состоялся чуть ли не за неделю до этого страшного события. Девизом пролеткульта можно называть следующие строки из популярного в те годы стихотворения:

«Во имя нашего Завтра — сожжем Рафаэля,  

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».

Фактически пролеткульт определял идеологию нового государства в отношении культуры и, конечно, в отношении религии и религиозной культуры. Сподвижник Ленина Луначарский вещал: «Мы ненавидим христиан. Даже лучшие из них должны быть признаны нашими врагами. Они проповедуют любовь к ближнему и сострадание, то, что противоречит нашим принципам. Христианская любовь преграждает развитие революции. Долой любовь к ближнему! То, что нам нужно – это ненависть. Мы должны уметь ненавидеть; только тогда мы можем победить вселенную».

Лесовеченко заметил, что сегодня мы пытаемся вернуться к  традиционным духовным ценностям, однако атеистическая привычка сопротивляться всему, что связано с Церковью, сохраняется. Яркий тому пример —  возражения против введения в учебный процесс предмета «Основы православной культуры».

Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Александрович Нелюбов в своем выступлении  заявил, что  в настоящее время духовно-нравственные ценности являются приоритетнымив сфере воспитания.  Вера, долг, справедливость, милосердие, дружелюбие, способность к сознательномувыбору добра – вот те качества, которые должны быть присущи современному молодому человеку.

Доклад благочинного церквей города Новосибирска протоиерея Александра Новопашина об активном участии сект в революционном движении 1917 года и в перестроечное время зачитал клирик Александро-Невского собора иерей Борис Левитан.   Оказывается,  еще в 19 веке была раскрыта связь сектантства с социалистами. В начале 20 века с сектантами-нигилистами сотрудничали большевики, последние, насколько это известно, поддерживали баптистов, евангелистов, адвентистов седьмого дня и т.д. Сектантское движение сыграло определенную роль в  февральской революции, а затем и в октябрьском перевороте. Историк Михаил Агурский писал, что сектанты и большевики «быстро обнаружили общность интересов», причем, по его мнению, большевики не смогли бы удержаться у власти, если бы не поддержка со стороны сектантов, которых на начало прошлого столетия насчитывалось в России, по разным данным, от двух до шести миллионов человек.

В 90-е годы сектанты вновь развернули свою пропаганду в нашей стране. Не имея духовного иммунитета,  большое число бывших советских людей попало под их влияние, от которого многие до сих пор не могут освободиться.  В новой редакции Концепции национальной безопасности России говорится о необходимости противодействия  религиозным сектам, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества и представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан нашей страны. В докладе также подчеркивалось, что сегодня сектантство рассматривается некоторыми политическими силами как инструмент борьбы против возрождения исторической России.

Несмотря на существующие трудности, православные традиции становятся все более популярными. Это связано с восстановлением храмостроительства и возрождением монашеской жизни. Об этом говорил на пленарном заседании епископ Колыванский Павел, викарий Новосибирской Епархии.

Владыка Павел рассказал о беспрецедентных по своей жестокости гонениям на монахов, которых расстреливали, бросали в тюрьмы, отправляли в ссылки. Но они не падали духом, и продолжали нести свой нелегкий крест, служа людям. «Мы должны бережно хранить наше духовное и культурноенаследие, чтобы быть достойными приемниками тех, кто в минувшее столетие сохранил для нас самое ценное – святую Веру Православную и добрый пример благочестивого образа жизни», — сказал владыка.

Подводя итоги столетия, Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон подчеркнул, что «благодаря Святому Православию Россия Божиим Промыслом сохранила свою государственность и национальную идентичность». Однако многое зависит от правильного воспитания и образования. «Образование, — сказал Владыка, — не может быть нравственно нейтральным. Либо мы прививаем детям традиционные представления о мироустройстве и научаем различать правду и ложь, добро и зло, либо совершаем преступление перед страной и обществом, не заботясь о нравственном воспитании детей».

«Мы должны понимать, что самое важное – это внутренний, духовно-нравственный мир человека: то, что происходит в его сердце и разуме» — заключил правящий архиерей.

По завершении пленарного заседания, в фойе Дворца культуры железнодорожников Владыка Тихон наградил победителей епархиального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Поздравляя детей с победой в конкурсе, Владыка сказал: «Мы радуемся, что Господь даровал вам таланты, благодаря которым своими произведениями вы передаете  красоту Божьего мира. У вас есть время для творческого роста и нам хочется, чтобы вы и дальше радовали нас своими успехами и приносили пользу себе, Церкви Христовой и благословенному Отечеству».

        Образование и        Православие /

Епархиальный медиа-центр

фото М. Пускова