Митрополит Амвросий попросил не обращаться за благословениями на прививки
“Дисциплина карантинных мер, скорее всего, должна вернуться и вернуться в полной мере и в храмы, и в нашу общественную жизнь. При этом не нужно относиться к храмам так, будто это единственные «страшные» места, где этот вирус распространяется. Скопления людей намного больше в магазинах, в метро и иных общественных местах.
В Тверской области нет большого скопления людей в храмах, поэтому люди вполне могут соблюдать те меры и предписания, предложения, просьбы, которые необходимо в этот период выполнять. На мой взгляд, сейчас не нужно ничего закрывать или призывать людей не посещать храмы. Каждый человек должен решать для себя сам. Человек, у которого есть хронические заболевания или же какие-то другие, должен понимать, что он рискует, прежде всего, своим здоровьем, поэтому он должен либо очень жестко и строго предохранять себя от возможности проникновения вируса, либо уже оставаться дома. Но, по-моему, дистанционный режим жизни необходим лишь в крайнем случае. Иначе мы придем к тому, что вообще перестанем общаться, будем дистанционно работать, молиться, но это не полноценная жизнь. Это может быть только вынужденная мера, которая должна была быть применена на первых этапах, но всегда так жить нельзя”.
Вирус - миф или нет?
Мы потеряли много священнослужителей в Церкви, в том числе архиереев. Некоторые архиереи и сейчас болеют, кто-то это переносит более легко, кто-то менее. Все те люди, которые уже перенесли эту болезнь или сейчас болеют и с которыми я общаюсь по телефону, говорят ровно одно и то же – «Мы никогда не думали, что этот вирус нас посетит. Казалось, что он где-то для кого-то, но не для нас». Поэтому, конечно, никто из нас не застрахован от этого. При этом мне хотелось бы еще и еще раз подчеркнуть – ни в коем случае не надо впадать в панику, в состояние страха. Не стоит бояться выходить из дома, общаться с людьми. Этого страха быть не должно. Но должна быть осторожность и аккуратность.
Как быть с прививками?
Сам я периодически сдаю тесты на коронавирус. По поводу прививки - я пока не принял решения, потому что так же, как и многие другие люди, слышу разные мнения. Мне кажется, что это правильно: думать и не принимать поспешных решений. Правильно и то, что в нашей стране разработана не одна прививка, но, насколько мне известно, несколько. Люди смогут выбирать между этими прививками то, что им подходит или то, что им кажется более безопасным и полезным для здоровья.
Прошло слишком мало времени для того, чтобы иметь однозначное и убедительное суждение о действии этой вакцины. Как она будет действовать? Какие у нее последствия? Мне кажется, что времени еще прошло совсем недостаточно. Поэтому каждый для себя сам принимает свое решение. Важно, чтобы люди сами думали, не сбрасывали ответственность принятия решения на кого-то другого. «Один сделал, и я пойду» - такое стадное чувство здесь не должно срабатывать.
Медицинские препараты должны выписываться индивидуально врачом. Если есть врач, который вас хорошо знает, который знает ваш организм, ваши диагнозы, который вас ведет много лет и которому вы доверяете, и это доверие проверено не только временем, но и какими-то ситуациями, - рекомендует сделать прививку, тогда стоит послушать. Но принять его мнение как рекомендацию, а не прямое указание. И ни в коем случае в этом случае нельзя спрашивать священников: «батюшка, а Вы благословите мне сделать прививку или нет?» Я считаю, что это запрещенный вопрос. Как запрещен вопрос, так запрещен и ответ. Потому что батюшка не имеет права говорить в этой ситуации ни «да», ни «нет». Люди должны думать сами, принимать сами решения и нести ответственность за эти решения тоже сами, а не получать готовые ответы, чтобы потом вместе с этими ответами получить и последствия этих ответов. Мне кажется, прошло то время, когда мы полагались на то, что нам скажут с экранов телевизоров.
Почему одни заболевают, а другие нет? Это наказание?
Если мы говорим о наказании, то, наверное, это не наказание для отдельного человека, а скорее научение всех нас. «Наказание» в переводе с церковнославянского «научение». В этом смысле это некий педагогический прием. Господь, тем самым, нам о чем-то рассказывает, показывает нам что-то, в чем-то вразумляет. Именно в этом смысле это наказание. Это некое послание и урок Бога своему творению. Урок, который мы, к сожалению, в тот, первый период заболевания, освоили очень плохо. Я бы сказал даже – отвратительно.
Мне тоже казалось, что люди станут добрее, человечнее, внимательнее друг к другу, отзывчивее, когда почувствуют, что они остались без общения. Мы все об этом говорили, и говорили правильно, но поступали совершенно иначе. Может быть, поэтому Господь снова преподает нам этот урок. Посмотрим, как мы его сможем пройти во второй раз. Либо мы будем кичиться, что перескочим через этот период, либо все-таки задумаемся.
Ну, а что касается наказания лично каждого человека, здесь, мне кажется, неуместно об этом говорить. Даже неуместно задаваться этим вопросом. Потому что мы никогда не найдем на него правильный и справедливый ответ. Каждый может быть поражен этой болезнью. Тот наказ, с которым Господь к нам обратился, очень суров и Он очень строг в Своем предупреждении. Мы должны милосердием по отношению к ближнему своему этот урок усвоить.
Каждый по-своему это переживает. Кто-то болеет, но, тем не менее, благодарит Бога. Ведь человек, который следит за своим духовным состоянием, понимает, что подчас физические болезни лечат болезни душевные, которые происходят от страстей человеческих. Верующие люди об этом знают и очень хорошо это понимают. Как бы тяжело не переносились физические заболевания, они понимают, что подобные болезни посылаются для того, чтобы была возможность задуматься о другой стороне своей жизни – о жизни духовной.
Когда об этом идет речь, мы можем либо свидетельствовать о самих себе, либо о других людях. Но мы не должны определять это как наказание другому человеку, потому что не всякий человек это способен понять и принять. Возможно, что кто-то даже возмутится подобному объяснению. Но такое объяснение может иметь место, если человек лично будет способен к себе его применить. Мне кажется, что это справедливо. Ничто не происходит без воли Божией. Что бы в нашей жизни ни произошло, все мы должны принимать с благодарностью. Мы должны научиться благодарить Бога и в любой ситуации быть благодарными людям, которые заботятся о нас.
Из инстаграм-беседы митрополита Тверского и Кашинского Амвросия с Романом Головановым
С сайта: tvereparhia.ru