Когда же будет конец человеческой истории?

Среди наших современников найдутся те, кто на этот вопрос ответит безапелляционным голосом и укажет точную дату конца. На недостаток лжепророков жаловаться не будем. Буквально года не проходит, чтобы кто-нибудь из них не объявил во всеуслышание о новом откровении: конец света совсем близко, через полтора года ждите, начнется. Частенько называется точный год апокалиптических событий, пореже доводится услышать число и месяц конца.

Указанные лжепророками даты проходят, как и положено, часть их последователей разочаровывается в их «сверхъестественных» предсказаниях. После разочарования остается решить простую задачу: данный лжепророк – хитрый мошенник, неадекватный человек или же сочетание того и другого?

С сектантскими лжепророками более-менее понятно – чего от них еще ожидать? Другой вопрос, как о конце времен думают православные церковные люди. Думают разное, ведь точных сведений на этот счет в Священном Писании нет. Даже прямо сказано, что Второе пришествие Христа будет внезапным, и мы не можем знать ни дня, ни часа его. Правда, в Библии даются признаки приближающегося Второго пришествия. И читая о них, некоторые христиане приходят к выводу, что время конца близится. Если это люди воцерковленные, они не поднимают шума, не смущают других, не пытаются пророчествовать, не навязывают другим своего мнения.

Человек может ошибаться. Главное, чтобы его ошибки не носили фатальный характер. Ошибки относительно конца света есть не только у простых верующих людей, наших современников или живших в предшествующие века. Ошибочные мнения о времени конца были и у святых, например у святителя Геннадия Новгородского. И эти ошибки не мешают нам почитать владыку Геннадия как подвижника, благодарить его за труды над славянским переводом Библии.

В этом случае тоже более-менее понятно. Сложнее с другим: на страницах Нового Завета мы можем найти те же ожидания скорого конца.

Апостол Иоанн прямо наставляет свою паству: «Дети! последнее время (ἐσχάτη ὥρα ἐστί). И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2: 18). Ясно, что эти слова воспринимались первыми читателями апостольского послания как относящиеся к их времени. По прошествии 2000 лет мы вынуждены сказать, что апостольский век всё же не стал последним временем человеческой истории. Антихристов было много тогда, и теперь они тоже не редкость. Однако уникальный апокалиптический антихрист и сейчас еще не воцарился, не говоря уже о I веке от Рождества Христова.

Как же тогда слова апостола понимать? Я верю, что Новый Завет – богодухновенное Писание, разве я могу сказать, что в 1 Ин. 2: 18 апостол просто ошибался? Не мог же он в этом случае ошибаться и уж тем более ложное пророчество записать! Да и не единственное это место в Новом Завете, где мы читаем о последнем времени… в I веке христианской эры[1].

Можно считать, что эти слова о последнем времени апостол обращал к своим современникам, своей непосредственной пастве и при этом был прав – в те дни наступило последнее время. Можно так считать, если мы этот вопрос будем рассматривать не статически, а динамически. Как именно?

Например, так. Представим себе: перед высококвалифицированным врачом лежит больной, врач его осматривает, ставит диагноз, назначает лекарства и дает родственникам печальный прогноз: жить ему осталось неделю. А дальше происходит вот что: больной через три дня лечения чувствует себя немного лучше, врач продолжает пользовать его с удвоенной силой, и больной через месяц уже способен вставать с постели, его состояние по-прежнему улучшается. Что же произошло? Врач ошибся с диагнозом? Нет. Ошибся с прогнозом состояния больного? В каком-то смысле – тоже нет. На тот момент больной был реально близок к смерти, и сами по себе прописанные лекарства не могли вытащить его из могилы. Они несколько облегчали его состояние, но исход дела не они решали. Так что же произошло? Кто-то заметит, что заработали скрытые ресурсы организма и с поддержкой лекарствами человек выжил, несмотря ни на что. Кто-то напомнит про волю к жизни (важное обстоятельство), кто-то напомнит про Божий Промысл (еще более важное обстоятельство).

Для нас в этом примере существенно, что прогноз о последней неделе жизни был реалистичным, обоснованным: если всё будет идти, как сейчас, то больному остается неделя, не больше. Но всё пошло иначе после этого правильного прогноза, и больной принялся активно выздоравливать. Он прожил неделю и месяц, болезнь удалось загнать в состояние «спячки». Теперь представим, что болезнь «дремала» больше полугода, а потом опять «проснулась». Опять срочно вызвали врача, он снова сделал назначение и сказал, что дело плохо, больной через месяц умрет, стоит попробовать радикальные способы лечения. Их попробовали, они помогли, дело пошло на лад, и после этого человек прожил еще семь лет.

Этот случай можно описать так: когда случился первый и второй приступ болезни, врач дал ошибочный прогноз: «Будет жить неделю… будет жить месяц…» Поскольку пациент прожил несколько лет, ошибка врача налицо. Это статическое описание ситуации. Но ведь ситуация не была статической: смерть дважды приближалась и удалялась от человека. В какой-то момент ему оставалась неделя сроку, в какой-то момент – месяц. Потом срок оставшейся жизни опять увеличивался.

Теперь вернемся от примера с концом человеческой жизни к нашей теме. Рискну сделать осторожное предположение, что со сроками конца света может быть нечто похожее. Когда апостол Иоанн пишет, что настало последнее время, он прав. События во времена апостола Иоанна развиваются так, что если ничего не изменится, то на смену многим антихристам-«предтечам» скоро придет тот самый антихрист, описанный в Апокалипсисе. Но что-то в ходе событий изменилось, и Господь в I веке продлил дни человеческой истории.

В зависимости от того, как живут люди, как развиваются события в общемировом масштабе, приближается или отдаляется последний день человеческой истории. Когда-нибудь наступит момент, и Господь Своей волей прекратит ход истории. Но, определяя этот момент, Он все-таки учитывает и нашу волю. И от нас всех тоже в какой-то мере зависит, когда же будет конец человеческой истории.

Это обстоятельство не дает христианину при мысли о конце человеческой истории впадать в отчаяние.

Диакон Павел Сержантов