Жизнь – это школа любви!

Дмитрий Бабкин: «Вся наша жизнь – это школа любви!»

Иерей Дмитрий Бабкин является настоятелем Покровского прихода г. Барабинска чуть более года, однако за короткий срок сумел заслужить уважение среди прихожан. Отец Дмитрий — один из самых молодых священников Барабинского района, но, несмотря на возраст, имеет большой опыт работы в области церковного служения. «У нас как в армии – дисциплина очень жесткая, — говорит батюшка. — Священник – не просто работа. Это образ жизни».

— Отец Дмитрий, расскажите, как Вы стали священником?

— Я родился в обычной светской, рабочей семье. Папа по образованию энергетик, мама — экономист. Всю жизнь родители трудились по своим рабочим специальностям. Однако по их стопам я не пошел и после окончания школы поступил в Университет культуры города Кемерово. Учебу я успешно совмещал с работой в Знаменском кафедральном Соборе города Кемерово. Сначала просто приходил туда в свободное время, помогал. Впоследствии мне предложили штатную должность пономаря. Я был самым молодым церковным служителем. После третьего курса принял решение оставить учебу в Университете и посвятить свою жизнь делу, к которому действительно чувствовал стремление и призвание.

Примерно в это же время состоялось мое знакомство с отцом Сергием Государкиным, который предложил служить вместе с ним в храме в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Я согласился и 2 сентября 2005 года владыка Тихон рукоположил меня в диаконы, а уже 1 января 2006 я стал священником.

Спустя некоторое время, архиепископ Тихон назначил меня настоятелем храма села Убинское, где на тот момент не было постоянного батюшки. А в конце 2011 года я вновь вернулся в Барабинск, но на этот раз уже в качестве настоятеля Покровского прихода.

Надо сказать, решение стать священником было отнюдь не спонтанным. К Церкви я тяготел еще с детства. Моя старшая сестра вышла замуж за человека, который впоследствии стал священником. Отец Виктор Теплицкий оказал существенное влияние на мое мировоззрение, духовное формирование и будущий выбор. Благодаря ему, я стал часто посещать храм, пономарить. Мне тогда было 10 лет.

С отцом Виктором у нас до сих пор хорошие, теплые отношения. Для меня он больше, чем просто родственник. Между нами существует некое духовное родство. Общение не перестает быть интересным, всегда есть, о чем поговорить.

— Но ведь изначально, поступив в Университет культуры, Вы планировали стать артистом? Я правильно понимаю.

— Не совсем так. Я учился на режиссерском факультете, и специальность у меня была двойная — «режиссер-преподаватель». Я не жалею, что отучился в Университете культуры три года, ведь полученные знания помогают мне в работе. К примеру, мне легче найти общий язык, как с преподавателями образовательных учреждений, так и с детьми. К тому же, познания в области культуры, литературы, культурологии, философии позволили мне расширить кругозор. Это также помогает в общении с прихожанами.

— Прошло уже больше года с тех пор, как Вы переехали в Барабинск. Жизнь на новом месте сильно изменилась?

— Конечно, между городом и селом существует большая разница. Здесь жизнь более динамичная. Общеепархиальная административная деятельность занимает очень много времени и сил. Но я стараюсь все успевать. Помимо выходных дней, когда нужно обязательно проводить службу в храме, один-два дня посвящаю пастырской работе на приходе, чтобы совершать какие-то требы, решать текущие вопросы, встречаться с людьми, посещать образовательные и другие учреждения и т.д.

Хотя и в Убинке на месте я не сидел, активно занимался миссионерской деятельностью. За 5 лет посетил все села района. Встречался с педагогами, учителями в школах, проводил конференции. Кроме того, большое внимание уделял тюремному служению. Удалось создать довольно хорошую общину. Есть примеры, когда, благодаря влиянию Церкви, заключенные становились совершенно другими людьми и более уже не возвращались к пагубному прошлому. Это радует.

— Какие положительные изменения произошли в Покровском приходе с тех пор, как Вы его возглавили?

— Произошли небольшие кадровые изменения. Приняты новые преподаватели в воскресную школу. Велись строительные работы: установили колокола, завершили кровельные работы на колокольне, благодаря помощи администрации Барабинского района, построили красивое ограждение. Начали делать новое крыльцо. Основа уже готова, в текущем году планируем произвести его облицовку. Приобретали церковную утварь, обновили ризницу. Решали вопросы по внутреннему благоустройству. Планируем начать строительство административного здания, чтобы и образовательную деятельность вести, и социальное богослужение расширять. Как Господь даст, будем стараться.

Увеличилась активность миссионерской деятельности. Согласно распоряжению по Каинской Епархии, в течение месяца каждый священник должен посещать один, желательно два, населенных пункта, чтобы совершать таинства Крещения. Совместно с Епископом Феодосием мы побывали в ряде населенных пунктов Барабинского района. Будем стараться активизировать работу в этом направлении. Ведь деятельность наша не должна ограничиваться только службой в храме.

— Какие проблемы в жизни Покровского прихода волнуют Вас больше всего?

— Существует большая кадровая проблема: не хватает священнослужителей и не только по Барабинскому району, но и Епархии в целом. На такой охват территории (12 районов) их должно быть как минимум в два раза больше. Конечно, если деятельность батюшки не будет выходить за пределы храма, то в принципе менять ничего не нужно. Однако если активно заниматься миссионерской, образовательной деятельностью, идти к людям и приводить крещеных в ограду Церкви, доносить до них Евангельские истины, то кадровый вопрос решать необходимо.

— Вы хотите сказать, что профессия священника в наше время не востребована?

— В начале 90-ых, когда храмы только начали открываться, многие люди разного возраста принимали священный сан. В священники рукополагались и бывшие врачи, и военные, и педагоги, даже люди с учеными степенями. Со временем этот ревностный запал начал проходить. Сегодня, люди, даже при наличии диплома духовной семинарии или академии, не желают идти трудиться в Церковь.

— С какими вопросами и проблемами к Вам чаще всего обращаются люди?

— Самая распространенная проблема — обокрали, не на что доехать. Также просят оказать помощь в оплате за лечение, покупке лекарств. Конечно, по возможности стараемся всем помогать, используем для этого часть пожертвований храму. И документы людям помогаем восстанавливать. Социальное служение для нас очень важно. Как только построим административное здание, будем вести работу в этом направлении более активно. Вообще социальной деятельности наша Епархия уделяет достаточно большое внимание. К примеру, при храме деревни Квашнино действует центр реабилитационной помощи лицам, страдающим наркотической и алкогольной зависимостью. Нечто подобное планируется организовать и в Каргате.

— А много ли желающих, наоборот, оказать помощь храму?

— Бесспорно, такие люди есть. Кто-то, предлагая помощь, обращается лично к нам, другие делают это тайно посредством кружки для пожертвований. Большинство помогают в строительстве храма. Некоторые прихожане приносят в храм довольно хорошую одежду, которую мы потом раздаем нуждающимся.

— По Вашим наблюдениям, какой примерно процент жителей от общего количества населения посещает Церковь?

— Мне приходилось совершать богослужение во многих городах Сибири. Как правило, этот процент везде одинаковый. В Барабинском районе проживают более 30-ти тысяч человек. Из них в среднем храм посещают 200-300. В праздник могут и 500 прийти. Наша задача сегодня – как можно больше крещеных людей привести в церковную ограду. Первые шаги в этом направлении мы уже делаем. К примеру, в Куйбышеве открыты Богословские курсы, на которых я тоже преподаю. Вполне возможно, на будущий год мы нечто подобное попробуем организовать и в Барабинске при нашем храме.

— Можете описать современного прихожанина? Его возраст, социальный статус?

— Давно прошли те времена, когда в храме стояли одни «белые платочки», то есть пожилые женщины. Сегодняшний прихожанин – это человек среднего возраста, вполне самодостаточный. Радует, что многие молодые мамы приходят в Церковь с детьми. Видно, что люди посещают храм, чтобы наполнить свою жизнь смыслом, а не просто, потому что случилось какое-то горе. Находят себя в вере и, слава Богу, остаются.

— При таком насыщенным графике работы Вам, наверняка, не хватает общения с семьей, детьми. Но если свободная минутка все же выдается, как любите проводить свой досуг с родными?

— У нас с супругой Валентиной двое детей – дочь Анютка и сын Влас. Когда выдается отпуск, стараемся все вместе поехать к родителям в Кемеровскую область. Зимой любим сходить на горку, летом в хорошую погоду в лес выезжаем. В мячик играем, дышим свежим воздухом.

— Чему Вы хотели бы научить своих детей, кем Вы их видите в будущем?

— Самое главное — воспитать в ребенке чувство ответственности за свои поступки и действия, чтобы, в первую очередь, он был христианином. И не просто формально, потому что папа священник, а по образу жизни. Дети должны уважать и почитать своих родителей, как тому учат Божьи заповеди. Помню, в беседе с одной учительницей, я задал ей вопрос: «Все поступки в жизни мы мотивируем: кушаю я, чтобы сытым быть, работаю, чтобы денег заработать, а как Вы объясните ребенку, для чего нужно старших уважать?» Она затруднилась дать ответ. На самом деле здесь все просто. Богом данная заповедь: «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен» мотивирует человека к соответственному поведению. Всякое, конечно, в жизни бывает, проблема «отцов и детей» существовала во все времена. Но важно, поссорившись с родителями, уметь примириться, попросить у них прощения.

Детей нужно воспитывать так, чтобы в будущем за них не было стыдно. Иногда и к наказанию не лишним будет прибегнуть. Я, к примеру, и в угол могу поставить за какие-то провинности. Даже в Священном писании говорится: «Кто любит свое дитя, тот не должен жалеть для него розги». Наказание – не цель, а урок, чтобы ребенок понял, что такое хорошо и что такое плохо.

— Как Вы думаете, дети могли бы пойти по Вашим стопам?

— Это их свободный выбор, я принуждать никого не собираюсь. Пока ходить в храм им нравится: дочка любит петь с мамой на клиросе, сын в алтарь все рвется. Оба посещают воскресную школу, дома вместе читаем детскую Библию.

В чем главная заслуга моих родителей? Они всегда предоставляли мне право выбора. Старались учить думать, отвечать за свои действия, поступки, слова. К примеру, в 20 лет я сказал им о своем намерении жениться. На что получил такой ответ: «Ладно, женись, только нам потом не жалуйся. Это твой выбор, бери на себя ответственность». Вот так и нужно воспитывать. Сегодняшней молодежи не хватает ответственности. Об этом свидетельствует мода на гражданские браки, растущее число абортов.

— На чем строятся Ваши взаимоотношения с супругой?

— Мы с Валентиной познакомились в Знаменском кафедральном Соборе города Кемерово. Оба там трудились, присматривались друг к другу ни один год. По прошествии 8-ми лет совместной жизни, я могу с уверенностью сказать, что любовь — это не когда смотрят друг на друга и не просто в одном направлении, это когда оба смотрят на Бога. Общая жизнь, интересы, забота друг о друге, безусловно, скрепляют брак. Большое значение также имеет умение прощать и мириться, не затягивая конфликт, поменьше обращать внимания на мелочи, снисходительнее относиться к недостаткам. Важно, когда в общении между супругами присутствует Бог. И это может быть не только в семье священнослужителя, а в обычной верующей семье. Замечательно, если муж и жена вместе посещают храм, участвуют в церковных таинствах, церковной жизни.

Как сказано в Священном писании, «муж и жена — одна плоть». К такому единодушию нужно стремиться постоянно, и для этого потребуется ни один год. Мы всю жизнь должны учиться любить. Вся наша жизнь – это школа любви.

-Как показывает практика, храм в основном посещают женщины, мужчины же зачастую относятся к этому скептически и не желают разделять интересы своей супруги. Как быть в ситуации, когда один верит в Бога, а другой – нет?

— Самое главное в этом вопросе то, насколько наша вера способна изменить нас самих. Если женщина начнет меняться в своем поведении: станет ласковее, внимательнее, терпимее в своем отношении к ближним. Уверен, что любой мужчина это заметит и волей не волей, задумается: «А не пойти ли и мне в Церковь, может, и во мне что-то изменится?» Людям необходимо дарить любовь. Как говорил Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и многие вокруг тебя спасутся».

Беседовала Ксения Карловская