В праздник Преображения Господня протоиерей Александр Соловьев совершил Божественную литургию и освятил плоды нового урожая в Покровском храме г. Татарска

В праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благочинный Западного церковного округа, настоятель храма Покрова Божией Матери в городе Татарске, протоиерей Александр Соловьев, возглавил череду торжественных Богослужений - Всенощное бдение, Божественную литургию свт. Иоанна Златоустого и Чин освящения плодов.

По завершении сугубой ектении на литургии, отец Александр вознес молитву, читаемую во время распространения вредоносного поветрия.

Праздничные кондак, тропарь и величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение» на протяжении Божественной литургии исполнялись всеми верующими.

В завершение богослужения отец-  настоятель совершил чин освящения плодов нового урожая: «Благословляются и освящаются плоды сии кроплением воды сея священныя во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Яблоки, груши, виноград, принесенные прихожанами в знак благодарности Господу, были окроплены святой водой. Именно эта традиция освящения наиболее распространенного в России плода - яблока - дала народное название празднику Преображения Господня, именуемого в народе Яблочным Спасом.

Освятив урожай священник произнес проповедь, в заключение которой поздравил участников богослужения с великим праздником Преображения Господня.

***

Обычай освящать плоды — древний. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю еще в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: “Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего” (Исх. 23, 19); “Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику” (Лев. 23, 10); “Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих” (Притч. 3, 9).

Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апостольском правиле, 25-м правиле Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов.

Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Пресс- служба Каинской епархии. Фото: протоиерей Александр Соловьев.