Служение епископа Феодосия на первой седмице Великого поста.
На первой седмице Святой Четыредесятницы, Преосвященнейший Феодосий епископ Каинский и Барабинский совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храмах епархии.
23 февраля, понедельник – в кафедральном соборе Рождества Иоанна Предтечи города Куйбышева.
24 февраля, вторник – в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» города Барабинска.
25 февраля, среда – в храме Великомученика и Целителя Пантелеимона поселка Озеро Карачи.
26 февраля, четверг — в храме святого пророка Илии города Каргата.
Об авторе Великого покаянного канона — преподобном Андрее Критском — известно, что он родился в Дамаске в середине седьмого века в семье благочестивых родителей и в течение первых семи лет жизни был нем.
Но однажды случилось чудо: Господь отверз уста будущего проповедника покаяния.
Причастившись Тела и Крови Христовых, он заговорил.
После чудесного исцеления святой Андрей решил посвятить свою жизнь Богу. В четырнадцать лет он оставил мир и удалился в монастырь. По прошествии многих лет монашеского подвига преподобный был возведён на епископскую кафедру острова Крит, где и закончил свою святую жизнь.
Среди богословского наследия преподобного Андрея Критского — Великий покаянный канон, жемчужина церковной гимнографии.
Покаянный канон Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы — рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную — и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.
Давним событиям Священной истории святой придаёт личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека.
Повествование ведётся от первого лица. Дела Божии в прошлом — это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу — наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.
Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: «Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что отрешён от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…»
Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих божественных даров: «Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…»
Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека.
Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, это первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству — тому спасительному состоянию «духовной нищеты», о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни — не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте своё нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.
Именно поэтому в своём Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где всё говорит о Боге, всё отражает Его Божественную славу.
Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живём. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.
Повреждённого грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение — покаяние.
Святые отцы называли покаяние «духовной баней», ибо в нём человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своём прежнем сияющем облике.
Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.
D&D.