Православная церковь о дне святого Валентина: праздновать или нет

Что же о «святом Валентине» повествуют на многочисленных сайтах и в печатных изданиях?! В 269 году н. э. при императоре Марке Аврелии Клавдии II Готском жил священник Валентин. Император не разрешал жениться своим солдатам, а священник Валентин тайно их венчал, писал любовные письма, сводил людей. За это его бросили в темницу, где он исцелил дочь тюремщика, в которую был влюблен. И, ведомый на казнь, он написал ей любовное письмо и подписался «Твой Валентин». Отсюда, якобы, повелось дарить возлюбленным письма и подарки.

Можно встретить утверждение, что это праздник православный, мол, святой-то – христианский священник. Если так, значит и Церковь поддерживает этот «день всех влюбленных», значит весь всплеск блудных страстей – дело нормальное?

Но все гораздо сложнее. Во-первых, этот «праздник» не православный.
14 февраля в православных храмах не вспоминается святой Валентин. Но если мы откроем святцы, то увидим, что с древности Святая Православная Церковь почитает трех мучеников по имени Валентин: мученика Валентина Доростольского, пострадавшего за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученика Валентина епископа Италийского, убитого за то, что он христианин, в 273 году (память 12 августа) и священномученика Валентина пресвитера Римлянина, замученного за проповедь о Боге в 269 году (память 19 июля). Все даты памяти – это дни, когда мученики приняли кончину от рук язычников.

Удивительно, что совпадает год гибели священномученика Валентина Римского с годом из интернет-«жития». Не о нем ли говорится в романтической истории «дня всех влюбленных»? Давайте изучим житие священномученика Валентина Римского.

О святом мы узнаем, что он был схвачен за исповедание Христа, закован в кандалы и приведен к императору Клавдию для допроса. «Что ты думаешь о боге Зевсе и Меркурии?» – спросили его. «Ничего другого я не думаю, – сказал святой Валентин, – как только то, что они были жалкие и нечестивые люди, которые время жизни своей провели нечестиво, в пороках и удовольствиях». Своим мучителям он так же рассказывал о Христе, о спасении, предлагал императору покаяться.

Поскольку святой Валентин был мужем почтенным и мудрым, император Клавдий решил отдать его образованному сановнику Астерию, для того, чтобы победить веру Валентина в словесных спорах. Придя в дом Астерия, святой молился Богу. Астерий услышал, как святой Валентин называет Иисуса Христа Светом истины, и сказал: «Если Христос просвещает каждого человека, то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. У меня есть дочь, ослепшая ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю все, что ты пожелаешь».

Святой согласился, Астерий поспешно пошел и привел слепую отроковицу (отроком считается ребенок до 14 лет). После горячей молитвы маленькая девочка прозрела, и все домочадцы Астерия уверовали во Христа, и после подготовки Астерий со всем своим домом, в котором было 46 человек, принял Таинство Крещения.

Услышав о крещении Астерия многие христиане пришли в дом его, где и были схвачены императорскими солдатами и брошены в тюрьму. После долгих мучений христиане предстали пред судом императора Клавдия, который «дал приказ без пощады избить святого Валентина палками и затем отсечь ему голову мечом». Затем также пострадали все остальные схваченные христиане, в том числе Астерий со своей семьей.
Изучая настоящее житие святого мученика Валентина, мы не заметим ничего общего с современной его версией. Нет в нем ни тайных венчаний – общеизвестно, что венчание как Таинство благословения брака в Церкви было установлено гораздо позднее. Не найдем в жизни мученика ни сводничества, ни писания любовных писем.

Православная Церковь отмечает память святого Валентина 12 августа по новому стилю, Католическая – 14 февраля. Однако, как правило, и православные, и католические священники выступают против празднования «дня святого Валентина» в том варианте, который порождает нездоровый ажиотаж.

«То, что в настоящее время происходит в рамках празднования «дня святого Валентина» или «дня влюбленных», не имеет ничего общего ни с памятью мученика Валентина, ни с теми понятиями об отношениях между мужчиной и женщиной, которые присущи христианству. То, на первый взгляд невинное выражение «влюбленность» (или даже ее имитация), которое составляет основное содержание праздника, с точки зрения христианина является крайне опасным. Даже самые хорошие и искренние отношения между людьми приобретают легковесность и поверхностность и теряют ту красоту, которая не «кричит» о себе яркими открытками, а постепенно развивается в тайне от остального мира.

Можно сказать, что нет ничего плохого в лишнем свидетельстве о возвышенных чувствах между любящими друг друга людьми, однако их выражение может и должно быть более глубоким, без напускной театральности и элементов культа.

Есть еще один важный момент. Ни для кого не секрет, что крупные производители товаров, активно продающихся накануне «дня влюбленных», имеют огромные прибыли. Чтобы их приумножить, через СМИ разворачиваются агрессивные рекламные компании. Понятно, что в них содержится отнюдь не «гимн любви», а циничная, хотя и очень изящно и тонко оформленная, пропаганда новой «культуры половых отношений». К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современный человек во многом не осознает того, что его заставляют почитать новых идолов, подобных тем, против которых как раз и боролся мученик Валентин».

Автор: протоиерей Анатолий Зыгарь.Фото: из свободного доступа в интернет.