Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского

Пасхальное послание

Высокопреосвященнейшего ТИХОНА,
Митрополита Новосибирского и Бердского,

боголюбивым клирикам, честному монашеству
и благочестивым мирянам Новосибирской Митрополии

Дорогие братья и сестры!

Христос воскресе!

Христос восстал из мертвых — восстаньте с Ним и вы! Христос во славе Своей — восходите и вы! Христос из гроба — освобождайтесь из уз греха. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому, — восклицает святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху.

«Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия»,слышим мы в праздничном каноне пасхального богослужения.

Радуясь победе воскресшего Христа над смертью, надо помнить, что радость спасения пришла через Голгофу, через Крест. Поэтому Церковь Христова учит воспринимать земную жизнь нашу как крестный, пасхальный, спасительный из сени смертной исход в жизнь вечную, в невечерний день Царствия Христова.

В нынешнем году исполняется 100 лет с начала послереволюционных событий в нашей отечественной истории, когда наступила длительная эпоха мученического и исповеднического подвига. Крестный путь России в XX веке открывается нашему взору в подвигах святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. В чём величие их жертвенного подвига? Святые новомученики и исповедники Церкви Русской сберегли для нас самое главное — веру во Христа, смертью смерть поправшего и даровавшего нам Своим Воскресением вечную жизнь, они сохранили святую веру православную, Русскую Православную Церковь, Россию.

Мы молитвенно вспоминаем столетие со дня мученической кончины Царской семьи, их слуг и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, показавших пример стояния в вере и жертвенного служения ближним даже до смерти. Мы прославляем исповеднический подвиг святителя Тихона, Патриарха Московского, поставленного Промыслом Божиим у кормила Русской Церкви в эпоху огненных испытаний для Отечества нашего.

Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской довелось пережить тюрьмы, лагеря, неправедный суд, общественное унижение, неблагодарность, клевету и предательство. А они, страдая и умирая за веру во Христа и Евангельскую Правду, молились о спасении своих соотечественников, о спасении России, о спасении и вразумлении своих мучителей, со словами: «Телесная бо и сия мучения – веселие суть рабом Твоим, Господи».

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, пострадавший в 1922 году за защиту церковных святынь, перед расстрелом написал такие удивительные слова: «Христос — наша жизнь, свет и покой.

С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше её надо иметь нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, учёность и силы и дать место благодати Божией. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».

Подвиг святых новомучеников и исповедников должен всегда оставаться в благодарной памяти народной, потому что они являлись не только лучшими сынами и дочерьми святой матери-Церкви, но и лучшими гражданами своего земного Отечества. Христианин является ответственным гражданином не за страх перед законом, а по своей совести. Это ясно из слов святого апостола Петра, который предупреждает последователей Христа: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15–16). Поэтому если верующий во Христа гражданин страдает именно как христианин, то государство, карая его за веру и нравственные убеждения, поступает не как охранитель, а как разрушитель общественного и нравственного правопорядка. В таком случае потерпеть наказание и смерть за Христа — это не позор, а честь!

Новомучеников и исповедников заставляли забыть веру своих отцов, отречься от своих религиозных и нравственных убеждений, их обвиняли в политической неблагонадёжности, в мнимой контрреволюционной деятельности, а они твёрдо стояли за веру во Христа. Ведь и на Самого Христа Спасителя враги Его возводили политические обвинения: «Если отпустишь Его, — кричали они Пилату, — ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19, 12). И приговор вынесли политический – Царь Иудейский.

Святые новомученики и исповедники Церкви Русской своей кровью защищали святое православие, имеющее особое значение в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. И благодаря их жертвенному мученическому подвигу сохранилась православная вера на Русской земле — спаслось и государство Российское, свидетельство этому – нынешнее духовное возрождение и Церкви, и России.

В «сей нареченный и святый день» невозможно умолчать о том, какой страшный нравственный кризис переживает современное человечество. Во многих странах мира размываются традиционные нравственные ценности.

Но именно наша страна в это время во весь голос заявляет о приверженности своим традиционным христианским ценностям. А Русская Православная Церковь становится лидером и православного, и христианского мира.

Страшной угрозой для всего человечества стал духовный разрыв между поколениями. Дети не слышат голоса родителей, а матери и отцы не могут достучаться до детей. Распадаются семьи, дети становятся сиротами при живых родителях, рушатся традиционные семейные ценности. Не секрет, что внимание врагов Церкви прежде всего обращено на молодых людей, которые ещё не имеют ни житейского опыта, ни опыта духовной жизни. Ведётся целенаправленная работа по развращению детей и молодёжи. Главные причины страшных бед современной молодёжи — это отсутствие нравственных ориентиров и смысла жизни. Духовную пустоту в сердцах детей и молодёжи заполняют идеологи прожигания жизни, целые индустрии развлечений и удовольствий. Ловцами душ молодого поколения всё чаще становятся террористические организации, секты, субкультуры. Комфорт, успешность, долгая жизнь объявляются главными ценностями бытия. Но мы верим, что смерть – это ещё не конец. Для нас жизнь – Христос (Флп. 1, 21).

С Запада, потерявшего евангельский путь жизни, эти беды идут и к нам. Проблемы воспитания нарастают и в России. Как мы должны отвечать на эти вызовы? Свято хранить православную веру, учить детей и молодёжь Закону Божию, тщательно изучать то, что является главным источником жизни, — Священное Писание. Чтобы оставаться живыми в нравственной пустыне, мы должны искать источник жизни. Культуру от антикультуры можно отличить только через призму Евангелия. Евангельская истина — зеркало души, оно наводит порядок в разуме и душе человека. «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

И здесь для нас примером да будет подвиг святых страдальцев за веру, которые в лагерях и ссылках, в голоде и холоде остались верными Христу и Его Правде: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни». На их святых могилах, на земле, политой их слезами и кровью, восстает ныне Россия – святая, неистребимая, вечная, как пример верности Христу Спасителю для всех народов Земли.

Дорогие братья и сестры!

В 2018 году мы также отмечаем 1030-летие Крещения Руси. После празднования в 1988 году тысячелетнего юбилея Крещения Руси за довольно короткое время, молитвами новомучеников, были восстановлены или заново построены десятки тысяч храмов, сотни монастырей, открыты десятки духовных учебных заведений, множество воскресных школ, возродилось иконописание, стали во множестве издаваться православные книги, журналы. Всё это явилось свидетельством духовной жажды нашего народа, стремящегося к духовно-нравственному обновлению жизни. Появился целый ряд церковно-государственных праздников, которые также свидетельствуют о возрождении православных культурно-исторических традиций России, началось восстановление народного единства, разрушенного революцией.

Сейчас, когда Русская Церковь возродилась и укрепилась, Россия — священная наша держава — сталкивается с новыми испытаниями. Мы, православные христиане, должны не только сохранять то, чего с Божией помощью удалось достичь за истекшие тридцать лет перестройки, но ещё усерднее молиться и прилагать новые усилия для того, чтобы живая проповедь о Христе воскресшем ширилась в нашем Богом спасаемом Отечестве и во всём мире, чтобы вера православная укреплялась добрыми делами христианской любви и милосердия, что мы называем социальным служением.

Пасхальной радостью мы призваны делиться не только в кругу своих родных и друзей. В окружающей нас жизни много тех, кто, как говорится, здесь и сейчас нуждается в нашей помощи и заботе. Милосердие и благотворительность на протяжении многих веков являлись наиболее характерными сторонами церковно-общественной жизни России. Но в XX веке, в годы безбожия, церковно-благотворительное служение запрещалось и даже преследовалось. Потому что христианская благотворительность — это живая проповедь о Христе воскресшем, проповедь не словами, а подвигом жертвенного служения ближнему по заповеди Христа Спасителя: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). А «вера без дел мертва», — учит Священное Писание (Иак. 2, 26).

Слава Богу, после празднования Тысячелетия Крещения Руси стало возможным возрождение социального церковно-благотворительного служения Православной Церкви. В настоящее время православные службы милосердия и благотворительности объединяют по России тысячи, а по регионам сотни добровольцев, оказывающих помощь пожилым, одиноким людям, инвалидам, сиротам, малообеспеченным семьям, пациентам больниц и бездомным людям.

Для расширения и усиления благотворительного служения в нашем Богом хранимом Отечестве нынешний год объявлен Годом добровольца. И отрадно, что в добровольческом движении активное участие начинает принимать молодёжь, осознающая свой нравственный долг перед старшим поколением, перед теми своими согражданами, которые нуждаются в бескорыстной и неотложной помощи.

Всё это свидетельствует о том, что традиции милосердия не остались в прошлом, а, напротив, сегодня помогают возрождению базовых духовно-нравственных ценностей России. Вовлечённость молодёжи в дело сохранения духовно-нравственных и культурно-исторических традиций России является залогом формирования народного единства, благоденственного и мирного жития, о чём постоянно молится Святая Церковь, то есть будущего процветания нашей страны.

Пусть пасхальная радость озаряет сердца всех, кто сейчас молится в наших храмах на церковной службе, кто уже нашел свою дорогу в храм и тех, кто задумывается о смысле жизни, всех наших родных, близких и всех соотечественников наших! Всем открыта дорога к храму, к Богу, чтобы, по слову святителя Иоанна Златоуста, все могли потрудиться для спасения души и, радуясь, «войти в радость Господа своего».

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

С праздником Светлого Христова Воскресения!

ТИХОН, Митрополит Новосибирский и Бердский

Пасха Христова

2018 год

город Новосибирск

 

Епархиальный медиа-центр