О чём расскажут мёртвые? Какие сенсации обнаружили археологи в Новосибирске

 

 

Наследие Кривощёка

Специалисты Института археологии и этнографии СО РАН давно предполагали, что место на левом берегу Оби, где была деревня Кривощёково, из которой и вырос Новосибирск, — археологический памятник. Но разрешение на раскопки они получили только после того, как в Москве утвердили проект строительства моста, эстакада которого пройдёт в этом месте.
Историю деревни Кривощёково много лет изучает сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев. Основателем деревни был томский казак Фёдор Креницин по прозвищу Кривощёк. Этот «псевдоним» он получил из-за характерного шрама на щеке. Точную дату основания деревни специалисты назвать не могут, обозначают период с 1698 до 1700 гг. Население деревни составили крестьяне, пришедшие вместе с Кривощёком в поисках свободной земли.
Кривощёк обладал скверным характером. Поэтому вскоре рассорился с односельчанами и вынужден был уйти. Выше по течению Оби он основал новую деревню — Малое Кривощёково. Но и там не ужился.
Константин Голодяев говорит, что в Сибири было три Кривощёкова, основанные одним человеком. Два — в Новосибирской области. А третье — на месте нынешнего Новоалтайска.

Процветала работорговля

Археологи начали свою работу с изучения фундамента Никольской церкви, стоявшей в центре Кривощёкова. Под фундаментом они обнаружили захоронения, сделанные примерно на 150 лет раньше. То есть ещё до Ермака, который начал свой поход на Сибирь в 1581 году. Намеренно построить церковь на костях христиане не могли. Значит, об этих захоронениях просто не знали. Хотя о том, что место, выбранное Кривощёком, «нечистое», свидетельствовал тот факт, что церковь, возведённая в центре села, сгорела, не дождавшись освящения. Потом на фундаменте сгоревшего храма построили новый.
«Мы нашли погребение, аналогов которому я не знаю. Лежит женщина с православным крестом. В этом же гробу на неё положен на спину мужчина. Обряд совершенно непонятный», — рассказывает руководитель экспедиции, научный сотрудник Института этнографии СО РАН Сергей Колонцов.
Археолог Колонцов полагает, что православная женщина была невольницей: «Работорговля процветала до Петра I. Междоусобные стычки между воинственными племенами, населяющими окраины Российской империи, происходили постоянно. Пленников превращали в рабов. Женщина-рабыня стоила 40 копеек. Для сравнения: жалованье казака составляло 10 рублей в год». А в Сибири, продолжает Колонцов, всегда был дефицит женщин. Поэтому коренные жители — татары, телеуты, чаты — совершали набеги на слабо защищённые русские деревни, после чего продавали и покупали невольниц.
Раскопки, как полагают учёные, дадут интереснейший антропологический материал, которого вообще нигде нет.

Пугающие находки

Человеческие останки у себя в огородах до сих пор находят и жители расположенного рядом частного сектора. Константин Голодяев полагает, что на этом месте было кладбище села Кривощёково. То есть старейшее кладбище на территории города. Он много общался с местными, которые ещё при социализме обращались к властям с просьбой перезахоронить останки. Но им ответили, мол, это было белогвардейское кладбище и люди, которые похоронены там, недостойны перезахоронения.
Между тем Константин Голодяев приводит воспоминания жительницы ул. Первой Чулымской. Женщина, сажая картошку, выкопала сплетённые в косички светлые волосы с яркой ленточкой. Они тоже принадлежали белогвардейцу?
Деревня Кривощёково прекратила свое существование в 1893 году, когда сюда пришли изыскатели и началась подготовка к строительству железнодорожного моста через Обь. Никольскую церковь перенесли в деревню Бугры. Там же открыли школу, приходское училище. Постепенно переселились и жители Кривощёкова.
Старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН Сергей Канн нашел доказательства, что планировали построить мост не там, где он стоит, а на 400 саженей (200 м) ниже по реке. Но инженер Конопчинский привёл расчёты, что мост выгоднее построить здесь. Экономия — 800 тыс. руб. А весь мост стоил 2 млн руб. Были сделаны перерасчёты. Мост заложили в 1894 г.
Константин Голодяев приводит ещё один малоизвестный исторический факт. В декабре 1919 г., в разгар наступления Красной армии, войска Колчака, уходя на восток, взрывают мост, чтобы красные не могли пройти. Однако то ли взрывчатки не хватило, то ли пиротехник ошибся — мост устоял. Частично разрушенной оказалась только крайняя ферма ближе к левому берегу. Восстановили её красноармейские военные инженеры в июле 1920 г.

Почтить память усопших

В 2019 году Новосибирск получит федеральный транш на строительство Ипподромского моста через Обь, который пройдёт параллельно железнодорожному.
Священники, историки и краеведы настаивают, чтобы вместе с мостом здесь возвели мемориальный парк и поклонный крест — ведь дорога окажется в прямом смысле построенной на костях.


С сайта: Образование и Православие.