Новый год для православных

Новый год приходится на время рождественского поста. Со времени рождения Спасителя, Церковь жила и живет по римскому имперскому календарю, введенному императором Юлием Цезарем, и названном юлианским. В XVII веке папой Римским Григорием VIII был введен для католического мира новый календарь, который получил название григорианского. Именно на этот календарь и перевели богоборцы летоисчисление в России в 1918 году, лукаво назвав его «новым стилем». Юлианский календарь сохраняет преимущества как астрономические, так и церковные над григорианским календарем. Именно юлианский календарь удовлетворяет требованиям Вселенских Соборов праздновать христианскую Пасху только после пасхи еврейской. Календарь — это отражение Небесного в земном, Вечного в преходящем. Он всегда у всех народов строился в соответствии с его религиозными представлениями о мире. Год и означал в древности — Бог. Введя католический григорианский календарь, богоборцы нарушили весь годовой православный уклад жизни, заставляя работать в православные праздники, веселиться и бесчинствовать во время постов. Поэтому Православная Церковь празднует Новый год по нашему родному юлианскому календарю.

Новый год — это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Для православных людей, которые привыкли за десятилетия советской власти отмечать этот праздник с 31- го декабря на 1 -е января, мы советуем встретить его в кругу семьи за торжественно сервированным, но все же постным столом. Возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», — пишет апостол Павел (1 Кор 8:8). «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим 14:6).

В России установление ёлки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ «о праздновании нового года».  Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января (по юлианскому календарю) 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом».

Минуло более трехсот лет. Миллионы взрослых и детей вновь над украшенной ёлкой увидят путеводную звезду Вифлеема. А под ней — Богомладенца.

Текущая неделя — не самая строгая часть Рождественского поста (более строгий пост начинается со 2-го января — за пять дней до праздника), но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское». Поэтому церковь призывает православных, которые будут «встречать» новый год с 31-го декабря на 1-е января, сделать это по-христиански, ведь празднование празднованию рознь. Остальным — достойного завершения поста, душевной крепости и телесных сил.