Протоиерей Сергий Воронкин: "Нищенство не ради Христа - это грех."
- Каким должно быть отношение к богатству, чтобы быть богатым и угодным Богу?
- Преподобный Варсонофий Оптинский пишет: «Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись». Например, Филарет Милостивый имел огромноебогатство, но этим богатством приобрел себе Царство Небесное, помогая бедным и обездоленным. Авраам также был очень богат: его богатства по тогдашнему времени заключались в обширных стадах, но это не помешало ему спастись.Не богатство губит человека, а неправильное отношение к нему. «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца», – говорит Господь людям устами Св. Пророка. Сердце должно быть свободным для Бога, только Его искать и к Нему стремиться, и тогда никакое богатство не будет помехой на этом пути. Всякая привязанность к материальным благам делает человека служителем суеты, а суетой правит дьявол, рабом своей плоти, а плоть, как известно, Царствия Божия не наследует. Удобно спасается тот, кто, имея богатство, не прилагает к нему сердца, но относится к нему, как к наиболее простому и легкому сред-ству стяжать себе жизнь вечную - занимается благотворительностью. Но опять же, это должно быть состоянием души, а не минутным порывом, с двоящимися мыслями и сожалением о потраченных деньгах. Святые Отцы учат различать милостыню от подаяния, так как первая невозможна без милосердия и сочувствия, без которых, собственно, она уже и не милостыня, а только подаяние. Милостивую душу любит Бог и обязательно помилует ее, по слову Своему: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
- Нищенство - это грех?
- Добровольно принятые на себя бедность, странничество, юродство, нищенство, нестяжательство, простота быта ради Христа и во Христе - это благодетель. А вот когда человек живет в грязи, превращает свою квартиру в многоквартирном доме в питомник кошек, собак, крыс, тараканов, захламляет свое жилище, что вонь слышно аж на лестничной клетке, – это грех! Хочешь жить, как хочешь – иди в лес, а если живешь в обществе, обязан уважать других людей. Нищие, согласные жить на чужие деньги и могущие, но не желающие работать – это грешащие люди.
- Бездомные люди – это проблема или задача?
- Это и задача, и проблема. Решать надо, но без самих бездомных не решишь. Человек – это такой камень, который даже для Бога неподъемный без его согласия. Человек не для того создан, чтобы спать под забором, чтобы брезгливо было к нему прикоснуться, и он сам себе был неприятен. Это, возможно, манифестация внутренней грязи. Сначала грязь возникает внутри, потом ее становится так много, что она не может не вы-лезти наружу. Богословы говорят, что все экологические проблемы рождены антропологическими проблемами: человек грязен и потому вокруг него грязно. Бомжевание, бездомность, безбытность – это обратная сторона монашества, грешные странники.
- Бездомный – это априори пострадавший и его надо жалеть?
- Когда у человека болит печень, мы вправе узнать, он ее пропил или она болит потому, что он работает на тяжелом производстве. В зависимости от ответа будет разной и степень жалости к человеку. Когда на наших глазах совершается возмездие, которого человек так долго «ждал», напрашивался всей своей жизнью на это и, наконец, напросился – очень трудно жалеть человека. Тогда даже мало верующие люди говорят: есть Бог на земле.Про людей, которые берут ложную милостыню, фальшиво изображают из себя нищих, просят на водку или на грех, сказано: они выгоняют из мира милость. Когда люди узнают, что они оказывают мнимые блага намерен-ному злодею, это озлобляет их сердца и впоследствии на всех просящих они смотрят, как на злонамеренного, который обманул и воспользовался их добротой. Лжец выгоняет из сердец милость.
- Должно ли быть рассуждение в милостыне, или творить ее надо, не раздумывая, во исполнение слов Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся»?
- Нет такой заповеди, которая исполнялась бы без ума. Это умное делание. И чтобы совесть не обличала, заповедь исполнить и Бог слышал твои молитвы – надо давать всякому просящему. Но в меру возможностей.Оскудевает любовь от умножения беззакония. Нельзя потакать чужим грехам, потому что все, что есть в человеке доброго, - жалость, милость, терпение - имеет ограниченный ресурс. А если еще и паразитировать на человеке – оно закончится еще быстрее. И тогда кому-то истинно нуждающемуся он уже не сможет помочь, потому что будет озлобленный и уставший. Не может человек быть вечно светящимся солнышком и жалеть всех подряд. Надо жалеть людей и тратить свои ресурсы с рассуждением. Для этого надо одновременно сердце и разум. Есть такой памятник христианской письменности, относимый к I веку – «Учение двенадцати апостолов», где очень образно указано: «Да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь» Т.е. не надо спешить, надо четко знать, куда пойдут твои средства.
- А подавать ли нищим на улице?
- Подавать. Но поскольку мы чаще всего знаем, что он сделает с подаянием, подавать столько, чтобы со-весть нас не обличала. Мы же знаем, что «нищий» на работе. Мы не решаем его проблемы своей подачкой, а, скорее всего, про-должаем их, поддерживая его образ жизни. Но хотя бы для того, чтобы Бог слышал наши молитвы, надо давать. Может, и я такой же вонючий в своих молитвах перед Богом, когда прошу Его о чем-то, и Он дает каждый раз мне очередные Свои Дары. Конечно, вреда особого нет в том, чтобы подать мелочь профессиональному попрошайке. Для дающего вреда нет. В том же «Учении двенадцати апостолов» указано: «Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело». Раньше нищие просили на хлеб. И вполне можно было заменить деньги хлебом. Но часто они не нуждаются в хлебе, они на работе. Хлеб сегодня перестал быть милостыней. Бедные такие же развращенные, как и богатые. И это признак апокалиптический.
- Есть мнение, что помощь должна включать в себя трудотерапию, то есть важнее помочь нищему трудоустроиться, дать возможность самому зарабатывать на хлеб насущный. Или достаточно кормить и одевать, а у человека должно быть пра-во выбора – работать или нет?
- Добровольного и сознательного лодыря кормить нельзя. Есть люди, кто не может работать, но должны есть – они находятся на попечении, как немощнейшие. Но о тех, кто может трудиться, но не хочет, в Новом Завете сказал апостол Павел: «Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест». «В поте лица своего будешь добывать хлеб свой», - сказал Господь Адаму. И это не проклятие, это скрытое благословение. Человек, который зарабатывает и ест от заработанного, – здоровее, сильней, умней и Богу приятней. И спорить с Богом бессмысленно. А вот наша «доброта» и кормление лентяев – заливание воды в без-донную бочку.
- Так что же важнее - давать бездомному «рыбу» или «удочку»?
- Примером исполнения заповедей Господних через служение нуждающимся был и остается святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он в этом плане является эталоном, к которому нужно стремиться. Образ действия его нормативен во многих вещах, в том числе и в отношении к этой социальной язве. Иоанн Кронштадтский не сразу этим стал заниматься, сначала сам подавал милостыню. Служил, молился, жалел, давал. А когда достиг определенного веса в церкви и обществе, осязаемой святости, когда к его слову уже прислушивались, и он мог влиять на социальный процесс, тогда только он стал воплощать в реальность мысль, что нужно лечить человека, а не быть спонсором его пьянства и безделия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский создал всеохватывающую структуру помощи нуждающимся, при которой вместо единовременной милостыни проситель получал ночлег, питание и постоянную посильную работу для того, чтобы их оплачивать, а также пастырское окормление и возможность духовного, интеллектуального и эстетического возрастания. По образцу устроенного на этих принципах о. Иоанном в Кронштадте Дома трудолюбия за последующие 30 лет в России были организованы более ста подобных учреждений. А наша милостыня чаще всего - это спонсорство бездельника и алкоголика. А необходимо создавать условия, при которых нищие снова взяли в руки рабочий инструмент, ответственно относились к своему делу и жили по-человечески. И подавали милостыню. Нищий обязан подавать милостыню! Он потому и нищий, что никому ничего не дает! И часто считает, что все ему должны, а он не должен ничего и никому. В Божьем законе есть заповедь: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу». В этих мудрых словах мы видим милосердие и одновременно желание Господа не сделать из человека тунеядца. Бог мог сказать: «Отдавай бедному часть урожая…». Но Господь дал другой наказ. Состоятельный человек оставлял на поле и в винограднике часть урожая – своего рода милостыню, а бедный человек должен был найти серп и пожать жатву, найти корзину и потрудившись, собрать виноград… В приведенном тексте Библии очевидна мысль Бога: приучать любого человека к труду и ответственности за содержание себя и своей семьи, а не жить паразитом. Принцип такой по-мощи в том, чтобы постараться не испортить характер человека.
- Так какой же должна быть милостыня?
- Давайте щедро, милостыня должна быть такой, чтобы «жаба душила». Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. Каин принес в дар Богу сноп пшеницы, Авель - целую овцу. Со снопа и буханку хлеба не спечешь, а овца – это источник дохода. На благо и не надейся, если подаешь столько, сколько не жалко. И лучше потрудиться и поискать, кому дать. Особенно среди тех, кто не просит. Ведь самые нуждающиеся не просят - стыдятся. Найдите того, кто действительно нуждается в помощи. Накормите голодного. Видите раздетого, а у вас есть возможность отдать свои вещи или купить ему одежду – оденьте его. У вас ребенок учится в школе? Обратите внимание, кто из его одно-классников воспитывается в неблагополучной или бедной семье. Купите, например, фломастеры – своему ребенку и этому однокласснику. Но только чтоб одинаковые, не дешевле, а равноценные. Подарите и тут же забудьте об этом! Вот это и будет милостыня. Можете это делать анонимно, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом. «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Серафима Ковалевская
《Жизнь Луганска》,10 июля 2019 г.,