Литые иконы: испытание временем

11 марта в чулымской библиотеке состоялась эксклюзивная выставка русской меднолитой пластики. Среди чулымцев нашлось немало тех, ко-го заинтересовала эта тема.

Организатором мероприятия выступил Союз православных женщин Чулымского района, по инициативе которого выставка была доставлена на один день из Коченёво. Встреча была приурочена ко Дню православной книги, который отмечается 14 марта. По мнению председателя Союза Татьяны Фёдоровой, крест и икона так же, как и книга, о многом могут рассказать. О чём именно? Это участники узнали из беседы на тему «Русская меднолитая икона: история, иконография, культурология», ко-торую провёл настоятель прихода во имя Архистратига Михаила р.п. Коченево протоиерей Тимофей Морев.

Чем же уникальна эта выставка? В ней собраны образцы крестов, икон, церковной утвари, изготовленных в технике медного литья. Самые ста-рые экспонаты имеют возраст более тысячи лет, то есть созданы ещё в дохристианское для Руси время. Более поздние творения относятся в ос-новном к старообрядческой культуре, которая дала искусству медного литья второе рождение.

Данная коллекция годами собиралась священником Андреем Федоровым и с любовью была передана в приход во имя Архистратига Михаила. Экспозиция не выставляется на постоянной основе, поэтому увидеть её могут лишь посетители мероприятий, подобных тому, что прошло в Чулыме.

Отец Тимофей провёл культурно-исторический обзор экспонатов выставки. По его словам, установить точную датировку изделий невозможно, однако они классифицируются по периодам создания.

Первый исторический период – дохристианский. По сути, это славянское язычество. Височные подвески, гребни, обереги-лунницы, подвески в виде топориков, перстни – на многих из этих изделий виден орнамент или зооморфные изображения. Все они выполняли функцию не столько украшений, сколько оберегов. Есть несколько предметов времён двоеве-рия, то есть переходного периода от язычества к христианству.

После крещения Руси в 988 году в большом количестве стали завозиться из Византии нательные кресты. Все они поступали через крымский порт Корсунь (Херсонес) и потому стали называться корсунчиками. Отличи-тельной особенностью греческих крестов были простой рисунок, часто без изображения распятия.

Русские мастера быстро освоили технику литья и сами начали изготав-ливать медные кресты и иконки. В каждом крупном городе были ма-стерские, где развивалась своя школа литья со своеобразным стилем, но соответствующая канонам христианства. На крестах изображено распя-тие Христа. На складных иконах – Богородица, святые апостолы, узна-ваемые библейские сюжеты.

Так было до момента раскола церкви, который начался в середине 17-го века с церковной реформы патриарха Никона.

- Раскол привёл в движение весь народ, - рассказывает отец Тимофей. - Кто-то принял исправленные никоновские книги и изменённые обряды, кто-то нет. Когда началось давление со стороны государства, привер-женцы старой веры стали сбегать на север, в Сибирь в поисках более спокойной жизни. По некоторым данным, до четверти населения поме-няло тогда место жительства. И с собой у них были вот эти святыни: кресты, складные иконы. Это было очень важно для верующих людей.

Меднолитые иконы обладали важными преимуществами: мягкие сплавы легки в изготовлении, устойчивы к воздействиям, долговечны, компакт-ны. Поэтому, во-первых, отлитое в металле изображение было практиче-ски невозможно исказить, а во-вторых, как правило, небольшие по раз-меру медные кресты, иконы и складни было удобнее переносить с места на место в условиях постоянных гонений.

Староверы вступили в затяжной конфликт с властью. Отец Тимофей напомнил об исторических моментах, которые грозили полным уничто-жением искусства медного литья. Так, в 1723 году появился указ Петра I, нуждающегося в цветном металле для укрепления военной мощи госу-дарства, запрещающий производство и продажу меднолитых церковных образков и иконок. Обоснован запрет был так: «Ибо выливаются оные зело не искусно и не изобразительно и тем достойной чести весьма ли-шаются». Этим постановлением объясняется отсутствие производства меднолитой мелкой пластики в мастерских официальной Православной Церкви. Изготавливать литые иконы продолжали лишь старообрядцы. Более чем через сто лет, в 1842 году правительство распорядилось о по-всеместном секвестровании металлических крестов и икон, закрытии за-водов, занимающихся выделкой оных.

- Называли их неискусными и неизобразительными, - искренне недоуме-вает отец Тимофей. - А мы сейчас смотрим на эти предметы и удивляем-ся, как на такой маленькой площади можно изобразить столько сюжетов, символов, красоты. Удивительное мастерство!

К 20-му веку мастерство литья икон в нашей стране практически прекра-тилось, утратило актуальность. И лишь благодаря сохранившимся арте-

фактам мы можем прикоснуться к этому пласту истории и искусства. Кстати, многие предметы данной коллекции найдены на территории Но-восибирской области.

Посетители выставки с большим интересом изучали экспонаты, задавали священнику вопросы и благодарили организаторов за такую необычную и интересную встречу.

- Пройдут века, но предметы эти так и останутся, неся в себе не только красоту и удивительную душу старины, они рассказывают великую ис-торию нашей страны, ее людей, которые пронесли свою веру через гоне-ния, болезни и войны, - говорит председатель Союза православных женщин Татьяна Федорова. - Старинные иконы, кресты – удивительные современники событий, источники жизни, хранители мудрости, будут сиять еще многим поколениям не только старообрядцев, но и тех, кто придерживается христианских взглядов.

Майя Демочкина