Кто такие фарисеи, и кто такие мытари?

Великий пост — совершенно неповторимый период в церковном годе. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель.  Евангелие первой подготовительной недели — притча о мытаре и фарисее.

Одно дело — знать и письменный, и устный Закон, а другое дело — исполнять его во всех деталях. В первом преуспевали книжники, второе воплощали в своей жизни фарисеи. Первое вызывало уважение и почтение, второе обеспечивало непререкаемый авторитет эталона и примера для подражания. И хотя исполнять Закон было святой обязанностью каждого иудея, лишь некоторые видели в этом главное дело жизни и веры. Таким и было движение фарисеев. По своему генеалогическому и социальному происхождению они относились к самым разным слоям населения. Богословское руководство фарисейским движением осуществляли книжники. В большинстве же своем это движение состояло из простого люда — торговцев и ремесленников. Совокупность самых разных факторов: патриотической позиции, практическое благочестие и невысокий уровень в сословной иерархии — объясняют большую популярность фарисеев среди иудейского народа. Они были своего рода эталоном праведности. В те времена, в народе, бытовала такая пословица: «Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей».

Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами.

Обычай сдавать пошлины в аренду был, видимо, распространен по всей Палестине — как в областях, управляемых царями из рода Ирода, так и в тех, которые были колонизированы римлянами. Понятно, почему ненависть населения была обращена именно на мытарей. Несомненно, что и сборщики налогов позволяли охранявшим и защищавшим их «полицейским» превышать свои полномочия (Лк. 3, 14). Однако мытари были в несравненно большей степени подвержены искушению обманывать, так как они при любых обстоятельствах должны были выбить арендную плату плюс дополнительную прибыль. Они пользовались тем, что население не знало таможенных тарифов, и беззастенчиво набивали свой карман. Современные рисунки, иллюстрирующие притчу, часто показывают богато одетого фарисея и скромного мытаря, что не совсем верно, ведь чаще всего эти люди были достаточно богаты и зажиточны, так как наживались за счет населения.

«Мытарь» было очень близко понятию «грешник» (Мф 5:46 и далее; 9:10 и след.; 11:19; 21:31; Лк 5:30; 7:34). Согласно Талмуду, еврей, который стал мытарем, считался отлученным от израильского общества (См. Мф 18:17).

Прот. Сорокин Александр «Христос и Церковь в Новом Завете».

Журнал Фома.