Клуб "Свет Веры". Покаяние

 

                                                                                              Я пою Богу, для Бога!

                                                     Потому что все, что у меня есть - от Него!

                                                                                                  Что я чувствую…

                                                    Одну только радость, что я могу петь Ему.

 

   

 

 

 

Начинается все с голоса. Еще не успеваешь понять ни языка, на котором он поет, ни слов молитвы, да вообще ни о чем не успеваешь подумать, как весь обращаешься в слух.  Удивительной красоты распевы, словно магнитом, притягивают ваше восприятие  и не отпускают.  Каждый звук, проникая в самое сердце,  создает животворящий орнамент, объединяющий тело и душу. Это  как отблеск, как отголосок Рая в земном мире! Откуда берутся эти песнопения? Этот полного смысла глубокий голос? С небес? Возможно, что–то  отец Серафим впитал от пения матери–грузинки, которое слышал в детстве, а что–то хранится в его этнической памяти. Ведь в его мелодиях слились воедино интонации ближневосточных, средиземноморских и грузинских певческих традиций. Но одно можно сказать точно, что когда отец Серафим начинает петь на арамейском языке, песнопение его берет за душу и может довести до слез покаяния практически каждого.

     В Духовно-просветительском  центре Каинской епархии прошло несколько встреч, посвящённых поразительному жизненному и  творческому пути схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби), известного в православном мире исполнителя и композитора, популяризатора песнопений на арамейском языке, том самом, на котором в земной жизни говорил со своими учениками сам  Иисус Христос.

     Цикл состоял из четырёх частей, каждая из которых посвящена определённому этапу жизни и творческой деятельности схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби),  настоятеля Старо-Кандского монастыря Тринадцати Святых Ассирийских Отцов, духовника православной ассирийской общины в Грузии.

    Для просмотра и обсуждения участникам встреч были предложены  документально – исторические и биографические видеоматериалы: презентации, интервью, любительские видеосъёмки,  видеозаписи богослужений, встречи с духовенством, выступления на конкурсах и концертах.

    Эта необыкновенная история начинается с жизнеописания  юноши Ихтиандра, названного родителями по имени, полюбившегося персонажа научно-фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». 

    Ихтиандр Битбунов – уроженец грузинской столицы, Тбилиси. Отец его ассириец, мать – грузинка. В советское время ассирийцев принудительно переселили в Сибирь, в Томске появился на свет его отец.

    Мальчик воспитывался в патриархальной семье, в уважении к старшим. Воцерковлённой семья не была, однако лет в 10-11 он получил в подарок от матери Евангелие в пересказе для детей. Книгу прочёл, но уверовал по-настоящему,  будучи уже взрослым.

    Школу    Ихтиандр Битбунов закончил в Тюмени. В детстве с ним произошёл несчастный случай, мальчик фактически стал инвалидом. Впоследствии здоровье его окрепло. Старшеклассником прожил год у родственников в Москве. Увлекся спортом, пением, много читал. Четырежды становился чемпионом Грузии по тхэквондо, имел достижения в косики каратэ. Отслужил в армии. Создал семью, стал отцом двоих детей.

    Переломный момент в жизни случился в 2001 году, когда они с женой ожидали появления на свет третьей дочери, Кетеван. Жена тяжело заболела, врачи утверждали, что попытаться спасти можно только ребенка. Тогда молодому отцу  в голову пришла  мысль, что помощи нужно искать у Бога. Он немедленно отправился в монастырь Самтавро на могилу почитаемого грузинского святого наших дней, преподобного Гавриила (Ургебадзе).

    Там он просил старца о заступничестве перед Богом, молился, как мог, о сохранении жизни его жены и ребенка. Даже принял решение отвезти супругу, болезнь которой медики не могли диагностировать, к батюшке Гавриилу в Самтавро. Ихтиандр, ожидая от Бога великой милости, дал обет принять монашеский постриг, если чудо произойдет. И чудо произошло. Жена выздоровела, роды прошли благополучно. Со временем данное Богу слово забылось.

    Прошло несколько лет. Он решил открыть собственную спортивную школу, нашел возможности для этого на Украине, в Киеве.

    Оказавшись вдали от Родины, Ихтиандр узнал от проживавших в Киеве грузин, что в местном ботаническом саду есть Ионинский монастырь, где находится икона преподобного Гавриила (Ургебадзе), написанная иконописцем-земляком.

 Именно там ему однажды встретилась монахиня Ксения, старица высокой жизни. Она попросила у него благословения, как у священника, а когда удивлённый Ихтиандр прошел мимо, изо всех сил ударила его палкой. Так завязалась беседа, в которой матушка Ксения сообщила молодому человеку, что он все же призван пойти в монахи, чтобы молиться за свой род и всех ассирийцев, и что семья поддержит его выбор.

    Впоследствии так и случилось. 14 марта 2006 года, в день изгнания Адама и Евы из Рая, на Украине, он был пострижен в монашество. Потом принял великую схиму с именем Серафим. Собирался подвизаться на Святую Гору Афон. В тот период отца Серафима жестоко избили сектанты, которым он пытался  проповедовать истинное учение о православии.

    А в 2010 году, по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II,  отца Серафима рукоположили в сан диакона и предложили поехать в сельскую глубинку, где большая часть жителей, ассирийцев по крови, нуждается в укреплении веры.

    Так началось служение схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби), как миссионера и будущего строителя храма и Кандского монастыря.

Село Старая Канда -  единственное место в православном мире, где Богослужения совершаются на древнейшем арамейском языке, которому более 2,5 тысяч лет. На нём говорил Иисус Христос, на нём было написано Евангелие от Матфея.

   Здесь на арамейском языке распевает молитвы на мелодии собственного сочинения отец Серафим (Бит –Хариби). Он создал уникальный хор из числа прихожан: они поют церковные песнопения на арамейском языке и на грузинском,  много гастролируют, участвуют в конкурсах. Отец Серафим присоединяет к хору и свой прекрасный голос, а во время выступлений предпочитает свободную импровизацию.

    Событием стали выступления хора в Санкт-Петербурге, Москве,  Краснодаре, на фестивале «Просветитель», проводимом на Валааме. Батюшка также согласился на эксперимент и участвовал в записи песни «Покаяние» и видеоряда к ней вместе с эстрадным певцом Ираклием Пирцхалавой.

    Несколько лет назад по разрешению Патриарха он отслужил молебен в Тбилиси, собравший тысячи людей, в знак скорби об истреблении террористами сирийских христиан, в том числе, этнических ассирийцев.

     Для отца Серафима музыка стала возможностью передать боль и скорбь, связанную с трагическими событиями на Ближнем Востоке.

«Мы этнические ассирийцы, нам очень больно за наших собратьев, которых убивают каждый день. Выходя на сцену, видя лица людей, я не пою, а молюсь за всех нас.» — признается отец Серафим.

    Сегодня обитель стала центром паломничества православных христиан со всего мира, оплотом веры для ассирийцев, многие из которых по устоявшейся традиции принадлежат к Ассирийской церкви Востока, местом, где сохраняется не только собственно арамейский язык, а именно богослужение на нем.

  Все мы – народ Божий и все мы едины в одном – в стяжании Святого Духа. Песнопения отца Серафима оказывают неведомый силы эффект. Духовная музыка обращается в самую внутреннюю часть личности, это путь к соединению с наиболее глубоким источником существования. Будто тонкая струя света проникает в тебя, наполняет и, расширяясь, вытесняет всякую скверну, очищая слезами покаяния.

       Благо тем, кто познал слезы покаяния. Это сладкие слезы, потому что это  слёзы блудного сына в объятьях отца. Они говорят о глубине покаяния, о ненависти ко греху, о порыве с ним, о прснувшейся любви к истине и чистоте, об отвращении к запятнанной грехом одежде, говорят о смирении и нищете духа:

«Сердца же сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50).

Текст и фото: Васильева Н.В.