Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Хорошо, что к карантинным мерам приходится прибегать Великим постом»
Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, глава Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон прокомментировал ситуацию с коронавирусом и принимаемые Церковью меры предосторожности.
— Ваше Преосвященство, что Вы считаете главным в борьбе с вирусной инфекцией?
— Главное — сохранять спокойствие духа и не допустить в себя инфекцию духовную, которая повреждает душу и сердце человека.
Главное — хранить свое сердце в мире, ничего не бояться, не паниковать, не ссориться с людьми, не соблюдающими правил, которые мы считаем для себя обязательными, не навязывать другим свое мнение.
В моменты таких испытаний, будь то война или эпидемия, всегда начинают активнее действовать злые силы — инфекция духовного мира, которая всегда рядом с нами. Она хочет нас погубить. Надо помнить, что, конечно, важно заботиться о здоровье тела, выполнять все предписания, которые указаны, но тем не менее, очень нужно сохранять спокойствие души. Ничего особенного сейчас не происходит.
— Чем отличается нынешняя инфекция от других опасностей?
— В СМИ есть очень противоречивые мнения по поводу этой инфекции. Есть два полюса — два мнения. К одному полюсу принадлежат люди, которые говорят: «Ничего страшного, все это придумано, на эту шумиху не надо обращать внимания». Другой полюс — это те, кто призывает к очень жестким мерам. Понятно, откуда возникает и тот, и другой полюс. Человеку, который верит в Бога, недопустимо склоняться ни в одну, ни в другую сторону: и то, и другое будет ошибкой.
В этой ситуации нужно сохранять трезвомыслие, не терять рассудительности, следить за тем, что тебе говорит твоя собственная совесть. Очень правильно подчиняться тем указаниям светских властей, которые существуют. Священноначалие также предложило меры, которые помогут снизить опасность этой инфекции. Мне кажется, что было бы очень полезно эти правила соблюдать.
Никакие правила не могут охватить всех возникающих ситуаций. Есть некие общие правила, применять их в жизни мы должны, сообразуясь с условиями, в которых мы находимся, — это очень важно. Один мудрый иерарх нашей Церкви говорил, что на всех дураков правил не придумаешь. Мне кажется, очень важно об этом помнить и применять эти правила разумно, со смирением.
— Известно, что мэр Москвы рекомендует пожилым людям не покидать своих домов ввиду инфекции. Как быть с посещением богослужений, участием в Таинствах?
— Мы живем в эпоху новых технологий: интернета, смартфонов, планшетов. Часто мы недовольны развитием таких технологий: они могут потворствовать человеческим слабостям, умножению грехов. Но в данной ситуации они могут нам помочь.
Всенощную можно слушать у себя дома, помолиться в тишине. Некоторым это даже больше нравится, потому что в храме часто что-то отвлекает. Мы знаем, что некоторые люди удалялись от мира: уходили не от людей, а от суеты, предаваясь уединенной молитве. Можно человеку, который опасается инфекции или подвержен особому риску, например, престарелому, слушать песнопения и тексты всенощной и Литургии, не приходя в храм.
В храм нужно прийти, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.
Не нужно смущаться тем, что «запивку» в храмах будут предлагать в одноразовых стаканчиках — это не свидетельство нашего маловерия. В некоторых Поместных Церквах совсем не употребляют «запивку». После Причастия можно покинуть храм и прочитать благодарственные молитвы самостоятельно.
На всенощной под Крестопоклонную Неделю не обязательно прикладываться ко кресту, который лежит в центре храма. Если мы слушаем всенощную дома, можно с не меньшим благоговением приложиться к домашнему распятию или к нательному крестику.
Я бы очень не хотел, чтобы мои слова были восприняты ревнителями Православия как то, что я отрицаю благодать и призываю к нарушению традиций. Конечно же, нет. Пусть каждый действует по своей совести и своему разумению. Но прислушаться к словам Священноначалия и выполнять те правила, которые приняты светскими властями Москвы, просто необходимо.
Мы знаем, что карантин привел в Китае к уменьшению количества заболевших — эпидемия там сходит на нет. Мы знаем, что изоляция людей всегда помогала в борьбе с инфекцией. Если все мы будем придерживаться этих правил, то, несомненно, инфекция не будет так сильно распространяться. Каждый из нас призван думать не только о себе, но и о примере, который он подает. Я знаю одного человека, который все время переходил улицу на красный свет, когда нет машин. Ему напомнили, что на него смотрят дети и тоже будут переходить на красный свет. В конце концов кто-нибудь попадет под машину.
Здесь очень важно думать и о здоровье других, чтобы не быть передатчиком инфекции, и о том примере, который показываешь другим.
Поэтому нужно вести себя очень осмотрительно и осторожно.
— А как в этой ситуации быть с Исповедью?
— Есть документ, который принят на Архиерейском Совещании: «Об участии верных в Евхаристии». В этом документе говорится, что Причастие не обязательно может быть связано с Исповедью и что священник может благословить людей, которые к нему обращаются, на Причастие без Исповеди, если они причащались недавно и на совести у них нет тяжелых грехов. Мы знаем, что такая практика вполне допустима.
В данной ситуации, если вы недавно исповедовались и жили благочестиво, можно попросить благословение у священника. Без благословения причащаться нельзя. Благословение можно взять и по телефону, и через интернет.
— Не приведут ли меры, о которых Вы говорите, к тому, что люди не будут собираться вместе по слову Евангелия «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20)?
— Я еще раз повторяю, что некоторые святые специально уходили в уединение. Уже скоро в храмах будет читаться житие преподобной Марии Египетской. В этом житии упоминается монастырь, где монахи на время Великого поста уходили из обители и возвращались только к празднику Входа Господня в Иерусалим. Каждый проводил время поста в одиночестве. Мне кажется, что такая практика уединенной домашней молитвы у нас в городе в обычное время не может быть применима, поскольку у нас очень много дел. А нынешняя ситуация с противовирусными мерами способствует уединению и может помочь больше времени уделить молитве. Хорошо, что к карантинным мерам приходится прибегать не в какое-то другое время, а Великим постом.
— Как вести себя верующему человеку, чтобы проведение Великого поста в данной ситуации было спасительным для души?
— Великий пост — это время испытаний. А нынешний Великий пост — это испытание вдвойне. К сожалению, я замечаю, как сейчас некоторые люди иногда начинают нервничать, становятся мнительными, обвиняют друг друга в нарушении эпидемиологических правил, начинают критиковать рекомендуемые меры по уменьшению распространения инфекции, забывают о послушании и о любви. Плохо, что в периоды таких испытаний человек думает только о себе, о своем спасении, о том, чтобы утвердить какую-то свою правду.
Время испытаний — это, наоборот, время явления любви и заботы о ближних. Если вас просят надеть маску, требуют соблюдения правил, то лучше пойти навстречу, даже если вы считаете это излишним. Можно заразиться не коронавирусом, но плохими мыслями.
Хорошо бы выйти из этого времени испытаний, научившись любить и помогать другим. Например, приносить продукты пожилым людям, которым не рекомендовано выходить из дома. Или поддерживать друг друга.
Проводя так время Великого поста, мы сможем встретить Светлое Христово Воскресение не только в телесном здравии, но в мире с ближними и в духовной радости.
Диакония.ru/Патриархия.ru