Епископ Феодосий провел встречу с директорами
Доклад Преосвященнейшего Феодосия епископа Каинского и Барабинского на встрече с директорами школ Чановского района.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
1. О XXI Международных Рождественских Образовательных Чтениях, состоявшихся в Москве 24-27 января
Дорогие руководители системы образования, дорогие учителя, воспитатели и все труженики на ниве народного просвещения!
С 24 по 27 января нынешнего года в Москве проходили XXI Международные Рождественские Образовательные Чтения «Традиционные ценности и современный мир».
Пленарное заседание этих Чтений проводилось в Государственном Кремлевском Дворце (бывший ранее Дворцом Съездов). На этом крупнейшем в России общественно-педагогическом форуме присутствовало 5,5 тысяч человек. А на всех конференциях, секциях и круглых столах Чтений за 4 дня прияло участие около 10 тысяч человек.
Среди участников были представители высшего государственного руководства, депутаты, монашествующие, педагоги, деятели образования, науки и культуры, представители общественности и административных органов большинства регионов Российской Федерации и многих зарубежных стран. В Рождественских Чтениях приняли участие делегации 148 епархий Русской Православной Церкви из России, а также Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Латвии, Эстонии, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, Греции и Грузии.
Почетным Председателем Рождественских Чтений является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Но в пленарном заседании присутствовали и высокие государственные лица:
В работе Форума приняли участие представители 126 высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России и зарубежья (из них 74 московских, 46 из других городов России, 6 зарубежных).
Приветствия в адрес участников Чтений направили: Президент Российской Федерации В. В. Путин, Председатель правительства Д. А. Медведев, Председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко, Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин, министр иностранных дел С. В. Лавров, мэр Москвы С. С. Собянин.
На открытии Чтений выступили министр образования и науки Д. В. Ливанов, министр культуры В. Р. Мединский, заместитель Председателя Государственной Думы Л. И. Швецова, президент Российской академии образования Н. Д. Никандров.
Новым направлением работы Чтений в этом году стали Парламентские встречи, впервые за историю российского парламентаризма и Рождественских Чтений, состоявшиеся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Встречи состояли из пленарного заседания и шести секций.
Впервые работа двух секций «Церковь семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей детей в современном российском обществе» и «роль литературы в формировании духовно-нравственном формировании общества» состоялась в Общественной палате Российской Федерации.
В течение всего 2012 года в рамках Международных Рождественских образовательных чтений проводились Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и Всероссийский конкурс детского творчества «Красота Божьего мира».
Победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший инновационный проект 2012 года» признан учебно-методический комплект «Основы православной культуры» для 4 класса, подготовленный Новосибирской Митрополией Русской Православной Церкви. Каждый участник творческого коллектива получил Грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации за подписью министра образования. (Многим учителям школ Новосибирской области известен этот учебно-методический комплект. Сейчас прорабатывается вопрос о напечатании этого учебно-методического комплекта. Но уже сегодня с ним можно познакомиться на сайте Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии: oopnm.ru )
Общий итог Чтений и принципиальная позиция православного сообщества, выраженная в резолюциях отдельных направлений и Итоговом документе XXI Международных Рождественских образовательных чтений, – «необходимо более активно участвовать в сохранении и упрочении традиционных нравственных основ современного мира в ходе диалога с государственными и общественными организациями, совершенствовать правовую основу участия традиционных религиозных организаций во всех социально значимых проектах, в первую очередь, в образовании и воспитании нового поколения граждан как наиболее важном и перспективном направлении для будущего нашей страны и Православной Церкви».
Выражая озабоченность по поводу того, что нередко родителям препятствуют свободно выбирать нужный модуль курса ОРКСЭ, Святейший Патриарх Кирилл пояснил, что «это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятия светскости государства, а также оказаниями давления на родителей, с тем, чтобы они выбрали для своих детей основы светской этики или основы мировых религиозных культур».
2. Об Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в начале февраля нынешнего года
В самом начале февраля в Москве состоялся очередной Архиерейский Собор, на котором рассматривались актуальные вопросы церковно-общественной жизни, в том числе вопросы, касающиеся семьи, охраны природы, достоинства человека и информационных технологий, порой нарушающих свободу человека, а также других важных проблем.
Вместе с другими архиереями Русской Православной Церкви, принимавшими участие в Соборе (а всего на Соборе было около трехсот архиереев) 1 февраля мне довелось принять участие во встрече с Президентом России В.В.Путиным, который сказал очень важные слова, касающиеся школы и образования в целом.
Вот несколько выдержек из речи Президента:
«Русская Православная Церковь во все времена и эпохи, всегда была со своим народом. Делила с ним все беды и все радости, поддерживала его и вдохновляла, скрепляла нравственный каркас общественной жизни, да и всей нашей национальной государственности.
В основе всех побед и достижений России — патриотизм, вера и сила духа. Эти неотъемлемые свойства национального характера помогли нашему народу и в 1612 году одолеть Смуту, помогли победить в Великой Отечественной войне 1812 года. Она тоже была великой для нашего народа, так же как и война 1941-1945 годов». (…)
«Именно сила подлинной, исторической России — России Минина и Пожарского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Сергия Радонежского и Серафима Саровского — сокрушила нацизм и спасла мир.
Но мы должны помнить и другие страницы своей истории, в том числе извлекать уроки из драматических событий начала XX века. Когда во многом именно с размывания духовных и национальных основ, с настоящей травли Русской Православной Церкви и других наших традиционных конфессий началось разрушение единого государства, единой страны, ее срыв в революции и потрясения, в братоубийственный конфликт и войны.
Мы рассчитываем на продолжение многогранного партнерства, позитивного партнерства с Русской Православной Церковью, будем всячески способствовать ее восстановлению. Будем вместе с вами работать в деле укрепления согласия в нашем обществе, в укреплении его нравственного стержня.
При этом традиционные ценности, религиозные чувства верующих, так же как и права, свободы, достоинство людей, должны быть защищены и силой общественного мнения, и силой закона.
Сегодня исключительно востребовано углубление совместной работы, партнерства государства и всех традиционных конфессий. Сохраняя, безусловно, светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости.
Русская Православная Церковь, другие традиционные религии должны получить все возможности для полноценного служения в таких важнейших сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем, которых у нас еще очень и очень много, укрепление патриотического духа Вооруженных сил Российской Федерации. Это ответ на живую потребность людей в нравственной опоре, в духовном наставничестве и поддержке».
Слова Президента России, что наше общество должно «уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости», конечно, прежде всего касаются школы, школьного образования и воспитания. «Светский» — не значит «антирелигиозный», «антиправославный». Светский — значит гражданский, а полноправный гражданин России может и для себя, и для своих детей свободно выбирать основы родной культурно-исторической традиции.
Для нормального введения в школу нового предмета (модуля) — «Основы православной культуры» (ОПК) все основания дает новый Закон об образовании.
3. О новом Законе «Об образовании в Российской Федерации»
Новый Закон — Закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный 29 декабря 2012 года Президентом России В.В.Путиным (№73–ФЗ), закрепляет параметры изучения основ религиозной культуры в школе.
В этом новом Законе об образовании имеется очень важная — 87-я статья, в которой говорится об особенностях изучения в школе основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
Пункт 1-й статьи 87-й говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями». Значит, семейные ценности, как мы видим, ставятся на первое место.
Пункт 2-й статьи 87-й закрепляет приоритет родителей на выбор предмета (модуля) комплексного курса ОРКСЭ: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Следовательно, принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается.
Пункт 3-й статьи 87-й нового Закона говорит о том, что примерные основные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, «проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями».
А пункт 6-й статьи 87-й гласит, что к учебно-методическому обеспечению учебных предметов по основам религиозной культуры «привлекаются соответствующие религиозные организации».
Таким образом, новый Закон об образовании четко определил содержание и характер предмета (модуля) «Основы православной культуры». Согласно пп. 3 и 6 статьи 87-й содержание учебных и учебно-методических пособий по православной культуре должно соответствовать вероучению, историческим и культурным традициям и внутренним установлениям Русской Православной Церкви.
А те учебные пособия по «Основам православной культуры», которые не прошли экспертизу Русской Церкви, не должны привлекаться к изучению основ православной культуры в школе. Использование таких учебников, будет являться прямым нарушением Закона «Об образовании в Российской Федерации».
4. Об участии представителей Каинской епархии в родительских собраниях по выбору модуля
На каком основании представитель Каинской епархии (централизованной религиозной организации) может принимать участие в родительском собрании по выбору предмета (модуля) курса ОРКСЭ?
Основания этому дают три важных документа:
Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2010 года (№ 03-1032).
Письмо Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 7 марта 2012 года (№ 826-03/30).
Письмо Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 28 ноября 2012 года (№ 5660-03/30), согласно которому проводятся родительские собрания по выбору модуля в январе-апреле 2013 года, то есть в настоящее время.
В соответствии с этими документами процедура выбора модуля курса ОРКСЭ в обязательном порядке должна включать «привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов с целью возможности содействия полноценному выбору родителями учащихся нужного им модуля курса ОРКСЭ».
Следовательно, цель участия в родительских собраниях священнослужителей, или иных представителей Каинской епархии, получивших благословение своего священноначалия на участие в таких родительских собраниях — содействовать полноценному выбору родителями учащихся нужного им модуля.
В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 мая 2010 года говорится, что участие представителей религиозной организации необходимо «для обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми» желанного им модуля.
— О какой свободе здесь говорится?
Отвечая на этот вопрос, необходимо уяснить, что речь идет не о формальной свободе выбора. Речь идет о свободе выбора основ той конкретной религиозной культуры или светской культуры — которая ближе и желаннее семье школьника.
Если человек выбирает магазин, то его выбор зависит от его личного вкуса и финансовых возможностей. Если человек выбирает профессию, то все зависит от того, кем и где он желает работать.
А вот когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренческое значение как для них самих, так и для их детей.
Если родители (законные представители) учащегося осознают свою культурно-историческую и духовно-нравственную связь, например, с православием, то для них открыта возможность выбрать для своего ребенка предмет (модуль) «Основы православной культуры».
(Если же родители осознают для себя культурно-историческую ценность, например, ислама, иудаизма или буддизма, то они могут выбрать для своих детей соответствующий их религиозным убеждениям учебный предмет (модуль) курса ОРКСЭ).
Если родители осознают себя агностиками (то есть людьми, отрицающими оправданность религиозного мировоззрения) или атеистами, то Федеральный государственный стандарт (ФГОС) предоставляет им возможность выбрать другие предметы (модули) курса ОРКСЭ: «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».
То есть, родителям (законным представителям) прежде всего необходимо уяснить для самих себя: в какой культурно-исторической традиции они сами себя осознают, а затем подумать — хотят ли они, чтобы их дети продолжали культурно-историческую и духовно-нравственную традицию своих предков.
Еще несколько слов о свободе выбора родителями предмета (модуля) курса ОРКСЭ.
Свободным выбор будет являться в том случае, когда на выбор родителей не будут влиять настойчивые советы учителя родителям выбрать «светскую этику», потому что «по светской этике есть очень хороший преподаватель» или «потому что прежние два года в школе преподавались модули по «светской этике» и так называемым «мировым религиозным культурам», а также чтобы «не разделять детей на группы».
На выбор модуля не должны влиять и такие факторы, как:
— недостаток помещений для группы учеников, родители которых выбрали ОПК;
— малочисленность учеников, родители которых желают, чтобы их дети изучали именно ОПК, а не светскую этику или все религии сразу;
— проблема «часов» для модулей ОРКСЭ;
— проблема с зарплатой учителю ОПК;
— отсутствие или недостаток учебных пособий по ОПК;
— отсутствие учителя, желающего преподавать ОПК;
— атеистические убеждения руководителя отдела образования, директора школы или учителя 4 класса.
Почему вышеперечисленные и подобные аргументы не должны быть представлены как повод для отказа в преподавании школьникам ОПК, если их родители желают, чтобы их дети изучали именно этот предмет (модуль)?
Потому что Поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева еще от 2 августа 2009 года (впоследствии подтвержденным Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 4 октября 2011 года) должны быть приняты меры по созданию необходимых условий — то есть должны быть решены все финансовые и организационные вопросы для введения с 2012–2013 учебного года во всех субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях новых предметов — модулей ОРКСЭ по выбору их родителей (законных представителей).
Только тогда и будет реализован свободный выбор предмета (модуля) курса ОРКСЭ.
А когда родителей всеми путями убеждают выбрать «светскую этику», или «мировые культуры», или, исходя из старых атеистических убеждений, представляют модуль «Основы православной культуры» как нежелательный, то, значит, нет и свободы выбора.
Независимо от числа выбравших ОПК — необходимо обеспечить доброкачественное преподавание этого предмета.
Здесь возникает новая проблема — подготовка учителей ОПК. Прежняя практика — «подготовка одного учителя по шести модулям» — должна отойти в прошлое. Эта практика себя не оправдала: новый предмет лишается самого главного, ради чего он и вводится в школу. Дети вместо изучения родной религиозно-культурной живой традиции загружаются культурологическими терминами и понятиями, далекими от основ родной религиозной культуры.
Чтобы преподавание основ православной культуры достигло своей воспитательной цели, необходимо, что предмет этот преподавал хорошо подготовленный учитель, чтобы учитель сумел показать красоту православной культуры обучающимися и их родителями, чтобы урок ОПК не превращался в урок морального релятивизма или атеистического культуроведения.
Поэтому подготовка учителей ОПК предполагает самое тесное сотрудничество с централизованной религиозной организацией — то есть с Каинской епархией Русской Православной Церкви.
Позвольте выразить надежду, что таковое сотрудничество будет у нас расширяться и укрепляться: ради духовно-нравственного воспитания школьников России.
Заключение
Действующим законодательством «признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,1997 г.). Признается вклад в культурно-историческое развитие России и других традиционных религий, помогающих всем народам России жить в братской дружбе.
На XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и Отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «православие».
Нравственно-развивающее содержание православной культуры лучше всего выражают слова академика Д.С.Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!»
Если говорить языком государственных документов о цели воспитания в российской школе, то можно надеяться, что преподавание поможет формированию у школьников духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания.
Иными словами, освоение православной культуры в школе поможет школьникам и школьницам понять и усвоить:
почему надо благодарно и почтительно относиться к родителям;
почему надо ценить возможность учиться в школе;
необходимость дружелюбия, честности, трудолюбия, милосердия;
что такое любовь к Родине;
почему нельзя сквернословить, воровать, наносить вред другим людям, природе, имуществу;
как вести себя при исполнении Государственного Гимна, на мемориальных торжествах;
как вести себя в храме, при погребении людей, на кладбище;
необходимость доброжелательного отношения к представителям другой культуры;
что всегда надо стремиться к добру и избегать зла.
Если наши школьники буду ясно различать добро и зло, если они научаться стремиться к добру и станут избегать зла, тогда преобразится школа, преобразиться семья, преобразиться и наше общество в целом.
А если духовно-нравственное воспитание будет проходить по остаточному принципу, или по-прежнему будут чиниться препятствия освоению православной культуры России, то не на что и надеяться…
Родители и учителя могут подробнее познакомиться с целью, задачами и содержанием учебного предмета «Основы православной культуры» здесь, на сайте Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии http://oopnm.ru.
Там же имеется и учебно-методический комплект по ОПК и Экспертное заключение НИПКиПРО по этому учебно-методическому комплекту.