6 причин «затяжной» канонизации Серафима Саровского

Православные отмечают 1 августа обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

Почему же так долго не получалось прославить Серафима Саровского? Помимо целого ряда субъективных факторов, которые описаны в материале "Трудности канонизации", были также и свои внутренние, объективные причины. Они проистекали из той исторической реальности, в которой жил сам саровский подвижник и в которой затем состоялась его канонизация. Какие же это были причины? "Фома" предлагает свой ответ.

1. Утрата опыта канонизации святых в синодальный период

В 1721 году император Петр I передал управление Русской Церковью Святейшему правительствующему синоду. Почти на 200 лет Церковь утратила самоуправление. В течение этого периода времени было канонизировано лишь пять святых. Утрата ясности в определении критериев святости проявились в момент, когда по инициативе императора Николая II возник вопрос о прославлении новых святых. Например, большие сомнения при канонизации Преподобного Серафима возникли, когда не обнаружили нетленного тела святого, а «только» кости.

2. Сложные отношения между Святейшим синодом и Государем

Несмотря на то, что императорская особа формально обладала неограниченной властью, Святейший синод вовсе не был безгласным и покорным. В случае несогласия с мнением государя, возникали трения, бюрократические проволочки, закулисные скандалы. При прославлении преподобного Серафима один из инициаторов дела, архимандрит Серафим (Чичагов), сознательно передал свою книгу о Преподобном лично императору — в обход синода.

3. Регламентированность церковной жизни в синодальный период

За Синодальный период сложилось особенное отношение к тому, как должна быть устроена монастырская и приходская жизнь. Церковный быт был строго регламентирован, и выход за рамки положенного мог повлечь за собой большие неприятности. Возрождение старчества и возвращение афонской монашеской традиции воспринимались с известной долей подозрительности, а иногда и враждебности. Образ преподобного Серафима, рядового иеромонаха в штатном русском монастыре, также выбивался из привычного представления об укладе монашеской жизни. Афонская молитвенная традиция, исихазм, то есть непрестанная Иисусова молитва и молитва Богородице, которой следовал в том числе и Преподобный, вызывали споры и часто воспринимались как нездоровый мистицизм.

4. «Сомнительная» открытость Преподобного мирскому народу

Начальству казалось, что большое количество людей, которые стекались к таким подвижникам, как Серафим Саровский, могли нарушить размеренную жизнь монастыря. Преподобный Серафим Саровский принимал всех, без различения пола и звания. Ложные слухи и подозрения вызывала опека над дивеевскими сестрами.

5. Апокрифические сказания как следствие народного почитания

После кончины Серафима Саровского возникло множество апокрифических сюжетов якобы из его жизни. Эти «сказания» стали жить параллельно с подлинными свидетельствами подвига Серафима. Отличить «зерна от плевел» было крайне затруднительно.

6. Особое мнение обер-прокурора синода — Константина Победоносцева

Когда возник вопрос об официальной канонизации Серафима Саровского, обер-прокурором Священного синода был Константин Победоносцев. Сторонник образования простого народа через систему церковно-приходских школ, он воспринимал канонизацию Серафима Саровского как дань мистическим новациям. Поэтому обер-прокурор и упорствовал до конца, затормаживая процесс прославления Преподобного.

С сайта: https://foma.ru/