4 ноября в России отмечается один из государственных праздников – День народного единства.

Об историографии этого праздника было и на страницах нашего информационно-аналитического портала рассказано немало. Сегодня в информационном плане стоит сосредоточиться не столько на исторической подоплёке праздника, сколько на том, что «день народного единства» — то сочетание слов, которое является определяющим для нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны.

Определяющим в том плане, что именно национальное единство, самобытность каждого из народов, уникальность и неповторимость традиций, многообразие культурных особенностей – и есть главный стержень существования и развития Государства Российского.

Но и среди русских есть представители самых различных конфессий: от традиционно православных до представителей исламских конфессиональных течений, от атеистов (в принципе, тоже можно называть своеобразной «конфессиональной» группой) до католиков и протестантов.

На втором и третьем местах по численности такие крупные этнические группы россиян как татары (более 5,4 млн. человек) и украинцы (более 2 млн. человек).

Но богатство национального состава России – это ведь не только крупные этносы. Это и такие народы и народности, о названии которых большинство жителей страны попросту не знает. Это и немудрено. Запомнить названия всех 195 этнических семей огромной страны – дело непростое. К примеру, есть в нашей стране народности, численность которых не превышает нескольких десятков человек. Это люди из своеобразной «Красной книги» российской этнографии.

Так, в Республике Дагестан проживают представители одной из самых малочисленных этнических групп не только самой республики, но и всей России – кайтаги (кайтагцы), называющие себя народом хайдакьан.

Представителями этноса во время переписи 2010 года назвали себя всего 7 человек, и это притом, что в середине 90-х к кайтагам себя относили примерно 25 тысяч человек. Причина такого резкого изменения в том, что многие кайтаги стали считать себя даргинцами, приняв для общения и даргинский литературный вариант языка. Между тем, у катайгов (кайтагцев) сохранился и собственный язык, относящийся к той же даргинской группе. Кайтагский язык имеет богатую историю, выйдя из арабской графики в XV веке. Сегодня его основа – кириллица. Современные катайгцы (мусульмане-сунниты) проживают, в том числе, и на территории самого древнего города России – Дербента, который совсем недавно отметил свой 2000-летний юбилей. И сам древний Дербент – это богатейший по своему этническому составу город. Он объединяет такие национальные группы как даргинцы, лезгины, армяне, евреи, русские, табасараны, азербайджанцы, цыгане и др.

Один из народов так называемой этнической «Красной книги России» — это анкалгакку (кереки). Это малочисленная национальная группа, проживающая на Чукотском полуострове. Всего четыре человека в ходе переписи 2010 года назвали себя представителями этого этноса.

По культурным традициям, особенностям промысла и ведения быта кереки близки к чукчам, с которыми во многом ассимилировались. Основной вид деятельности кереков – рыболовство, мелкотабунное оленеводство, гарпунная охота на морского зверя. Этнографы прослеживают явную связь между представителями этой малочисленной российской народности и некоторыми группами индейцев Северной Америки. Одним из доказательств существования общего корня является методика упомянутой гарпунной охоты, в которой кереки, как и некоторые североамериканские индейцы используют уникальный инструмент – кэлюунэн. Это деревянная дубинка, наконечник которой чаще всего изготавливается из клыка моржа. Несмотря на то, что кереками в РФ назвали себя всего четыре человека, керекский язык входит в языковую группу народов Крайнего Севера России. Уникальность языка в том, что в отличие от многих других языков северных народов России керекский практически не вобрал в себя терминов из языка русского, сохранив свою истинную самобытность. Это обращает на себя внимание ещё и в связи с тем, что североамериканские родственники российских кереков уже давно утратили как самоназвание, так и родной язык, проживая, в «демократической» и «исключительной», как заявляет тамошний президент, стране…

Ну, и в качестве перечисления ещё несколько российских народов и народностей, которые тоже дают свой вклад в огромную этническую мозаику страны:

хемшилы или амшенцы (субэтническая армянская группа), основные места проживания которой в России – Краснодарский край и Воронежская область;

чамалалы – народ, проживающий на территории Чеченской Республики и Дагестана, сохраняющий свои культурные и языковые традиции;

Почти 86% населения России причисляет себя к той или иной религиозной конфессии. Из россиян, считающих себя верующими, 45% — православные христиане, около 12% — мусульмане. Есть объединения католиков, представителей армянской апостольской церкви, буддистов, представителей иудаизма и других верований.

Россия – это богатейшая отнюдь не только своими недрами страна. Главное наше богатство – это люди, которые живут в мире и согласии друг с другом и готовы в любой момент, как и предки, постоять за честь, свободу и независимость единой Родины. В этом наша сила, в этом дух сегодняшнего праздника!

 

Текст взят с сайта «Военное обозрение».

Фотографии взяты из свободного доступа в интернет.